Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00Как сделать заказ?
Санкт-Петербург
Корзина: пуста
8 800 500-11-96 по России бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург

Как работает завод виниловых пластинок

В январе этого года был зафиксирован максимальный уровень продаж виниловых пластинок за последние 25 лет. Для большинства диджеев винил до сих пор является незаменимым форматом для танцпола. Коллекционеры по-прежнему собирают свою любимую музыку на вес, так, например, вес всего винила, принадлежащего американскому битмейкеру Madlib, составляет четыре тонны. 

Старые европейские предприятия по сей день занимаются производством винила. А вот заводы с любимыми для каждого советского человека пластинками с лейблом «Мелодия», наоборот, значительно сократили выпуск. Московский диджей, промоутер и основатель клуба Powerhouse Moscow Андрей Алгоритмик решил кардинально исправить ситуацию. Вместе со своим отцом он основал компанию Semikols Record Pressing и запустил в Риге производство винила на совершенно новом оборудовании. 

В прошлом году рынок винила вырос приблизительно на 50 %, что, безусловно, говорит о наличии реального спроса. Самый актуальный вопрос для большинства молодых лейблов и артистов как в Европе, так и в России - где печататься. Дело в том, что на уже существующих заводах образовались весьма значительные очереди на шесть-восемь месяцев вперед и в итоге музыкантов ожидает неприятная ситуация. Печать-то они заказали, а вот к моменту выхода их материал уже устарел на год.

Поэтому совершенно необходимо открывать новые фабрики. Примерно год назад на рынке появились новые полуавтоматические машины. По сравнению с классическим оборудованием, они занимают в три раза меньше места и потребляют гораздо меньше электричества. Немецкая фирма-производитель поставляла их сначала в Детройт на завод Джека Уайта из White Stripes, а теперь у они готовы к поставкам и на другие менее масштабные заводы.

Поняв, что настал момент заняться чем-то новым, мы разместили производство на окраине Риги. На сегодняшний день очередь у нас составляет около 20 русских лейблов. Европейцы тоже начинают писать, но они ведут себя более осторожно, для того, чтобы оценить качество, почти все они просят тест-прессы. Общий интерес уже есть, особенно учитывая то, что только что начата печать первого тиража.

Выпуститься на виниле – это сейчас и достижение, и определенный уровень качества для большинства групп. Этот формат очень в цене у коллекционеров. Пластинки, как и книги, остаются надолго в отличие от цифрового формата. Например просто не может возникнуть ситуация, в которой сгорел жесткий диск со всей музыкой. Также винил очень любят диджеи — это огромная, актуальная по сей день, культура.

Увы, большинство магазинов, продающих пластинки, находятся за пределами России. Поэтому главной задачей является – добиться появления на европейской дистрибуции и европейских полках. Соответственно, логичнее заниматься производством именно в Риге, а не в Москве. В Прибалтике имеется еще один виниловый завод, в Тарту, но на нем производство ведется на старом оборудовании. Возможно, его когда-то давно частично перевезли с фабрики «Мелодия», которой в Латвии уже давным-давно нет.

В Риге намного проще и легче заниматься производством, чем в Москве. Здесь гораздо больше площадей, цены значительно ниже и работа не может остановиться просто потому, что пожарники не дают разрешения. Все совсем наоборот, здесь стараются помочь, особенно когда понимают, что твой малый бизнес достаточно необычный. Многие искренне удивляются, когда узнают про завод пластинок. Это же настоящее культурное событие и своеобразная легенда для города.

Примерно пару недель назад были сделаны тест-копии, а затем напечатан первый тираж. Это 160 копий для лейбла Sealt, они написали нам первые. Направления - электроника, инди-поп-шугейз с постсоветским уклоном. Для них выпускается прозрачный винил с темными разводами. Кстати, можно экспериментировать с цветом пластинки, представлено около семи цветов, которые можно смешивать.

Обычно печать тиража занимает два дня. В производстве заняты всего два-три человека. Сейчас почти весь объем работы делаем мы вместе с моим отцом. Его опыт печати пластинок начался еще в СССР, на так называемых «ребрах». В Советском Союзе запрещенную к распространению музыку печатали на рентгеновских снимках. Сейчас у нас все оборудование полуавтоматизированное, достаточно всего лишь задать параметры, какое количество пластинок машине надо отпечатать за день. Персонал только успевает снимать винил со станка и засыпать гранулы, из которых пластинки прессуются.

Время изготовления одной пластинки – полторы минуты. Технологический процесс выглядит следующим образом: в первую очередь – обязательный прогрев оборудования. Затем в аппарат засыпаются гранулы ПВХ, он делает из них кейк или шайбу, иначе говоря заготовку, которую помещают под пресс. Находясь под прессом под давлением тяжести и пара, заготовка сплющивается и превращается в пластинку. Далее пластинку следует охладить и поместить на аппарат, с помощью которого срезается лишний ПВХ. Ну и последний этап - насадить готовый винил на штырь и оставить его полежать под небольшим прессом из тонких алюминиевых дисков.

Лично для меня изготовление пластинок непосредственно связано с развитием сцены. Наша сверхзадача – не штамповать, как типография, пластмассу, а именно помогать продвигать локальный продукт далее. У этой сверхзадачи есть название - «идеология русской полки». В западных магазинах постепенно привыкнут к тому факту, что в России весьма немало достойных музыкальных групп и продюсеров. В частности, Нина Кравиц представляет артистов типа PTU и Ishome частью актуальной российской электронной сцены. А Glintshake, которые только начали принимать участие в европейских фестивалях, в скором времени представят слушателям Запада новую гитарную музыку из России.

 Информация взята с сайта www.the-village.ru