Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00Как сделать заказ?
Москва
×
Где вы находитесь?
  • Россия
Корзина: пуста
8 800 500-11-96 по России бесплатно
8 (495) 374-80-69 Москва

6 бюджетных способов записать барабаны в разных стилях

Обычно запись живых барабанов — это дорогое удовольствие. При этом очень часто, особенно на первых порах, запись в итоге звучит совсем не так, как планировалось.

Способы записать барабаны

На нужное оборудование легко потратить не одну сотню тысяч рублей в надежде собрать идеальный сет. Однако хорошая запись зависит в первую очередь от инженера, а уже потом от микрофонов, интерфейсов и установки. И хорошо записать барабаны можно даже за довольно скромные деньги.

Методов записи барабанов много, от метода Глина Джонса (Led Zeppelin) до снятия каждого барабана отдельным микрофоном. Соответственно отличаются и вложения в оборудование. Ниже мы рассмотрим типичные способы записи и бюджетные решения по аппарату.

Содержание:

Бюджетная запись барабанов

Бюджетная запись — это неизбежный уклон в сторону минимализма. Причем в некоторых жанрах, в духе гаражного рока, снятие каждого барабана и каждой тарелки отдельно может даже навредить стилистике. С другой стороны, тяжелые жанры с более выхолощенным звуком потребуют аккуратного съема, следовательно, большего количества свободных каналов на аудиокарте. Какие-то композиции могут потребовать более широкого саунда, а значит, придется использовать техники стереофонической записи.

После того, как вы определитесь с количеством каналов/микрофонов, вам потребуется выбрать подходящий аудиоинтерфейс. Советуем присмотреться к следующим линейкам, они стоят недорого и включают 2-, 4- и 8-канальные версии аудиокарт:

Запись рокового сета

Роковый сет

Рекомендуемое оборудование:

  • Ленточный микрофон MXL R77 и более бюджетный вариант MXL R144
  • Микрофон для ударных инструментов Shure Beta 52A
  • 6-канальный интерфейс PreSonus Studio 68c

Глин Джонс — это легенда музыкального бизнеса. Он записывал пластинки Led Zeppelin, The Rolling Stones, The Who и даже The Beatles. Его именем назван и соответствующий метод записи.

Весь сет записывается тремя микрофонами — один под бочку и два микрофона для стереозаписи. Располагать первый микрофон нужно ставить над установкой, в 100-150 см от малого барабана, а второй должен располагаться прямо у обода напольного тома и быть направленным на хэт.

Глин Джонс изначально использовал пару ленточных микрофонов. Отличное бюджетное решение — Cascade Fathead BE. Если вам нужен более современный саунд и более ясные верха, есть смысл заменить их парой конденсаторных микрофонов, например Aston Origin.

Микрофон для бочки нужно ставить у резонаторного пластика, направив в резонаторное отверстие. Для этих целей подойдет бюджетный Shure Beta 52A. Зачастую этот метод дополняют еще одним микрофоном под малый барабан, однако изначально Джонс обходился без него.

Если у вас есть только два микрофона и 2-канальный интерфейс, например Focusrite Scarlett 2i2 или (если вы готовы потратиться) Universal Audio Apollo Twin MKII Solo, имеет смысл попробовать метод Джонса с оверхедами. Микрофон, установленный у напольного тома, захватит «щелчок» со стороны ударного пластика бочки, поэтому вы сможете добиться приличной картинки даже без отдельного микрофона под бочку.

Если вам обязательно нужно снять сигнал бас-барабана, придется купить 4- или 6-канальный интерфейс.

Сет для R&B

Рекомендуемое оборудование:

Этот жанр меняет свои черты от песни к песне. Если вам нужен винтажный саунд в стиле Motown Records, подойдет предыдущий метод. Но если вы хотите зазвучать современнее, вам потребуется четыре микрофона и 4 или 6-канальная карта.

Сначала нужно будет повесить конденсаторный микрофон с большой диафрагмой в качестве оверхеда.

Второй конденсаторный микрофон будет использоваться для съема бочки. Также для этих целей можно использовать динамический микрофон с большой диафрагмой, например Electro-Voice RE-320 или Sennheiser MD 421-II. Снять нужно «тело» и плотный низ барабана.

Чтобы расположить микрофон у бочки правильно, нужно воспользоваться следующей техникой: попросите барабанщика поиграть в бочку, а сами положите руку на передний пластик, чтобы почувствовать отдачу. Дальше отодвигайте руку от поверхности, до момента, когда вы перестанете ощущать толчки. Примерно в этом месте можно расположить микрофон.

С таким сетапом вы столкнетесь со взаимопроникновением сигналов разных голосов, но в данном случае это нормально.

Примечание: если вы записываете приджазованный материал, полученной схемы будет достаточно. Часто подобным методом записывают джазовые киты. Что касается аудиоинтерфейсов, в джазовом материале хорошо себя показывает 2-канальный Apogee Duet.

Далее, вам понадобится расположить микрофон под малый барабан. Выбирать микрофон нужно в зависимости от манеры игры барабанщика. Для тихой игры (особенно щетками), нужно использовать конденсаторный микрофон наподобие MXL 606. Так вы сможете снять звук во всех деталях. Для любителей громкой игры подойдут динамические Shure SM57 или Audio-Technica ATM230 с большим динамическим запасом.

Микрофон нужно расположить на расстоянии 1 дюйма (2,54 см) от обода, под углом около 45 от центра пластика. Если микрофон будет смотреть в центр пластика, вы получите больше атаки, а если ближе к кромке, то в звук будет проявляться больше тона.

Не стоит забывать, что в R&B главное — характерный грув, поэтому вам понадобится отдельный микрофон под хэт. Обычно для этого используют конденсаторный микрофон с малой мембраной, чтобы получить детализированный и чистый голос, но в эпоху диско хэт зачастую снимали с помощью Shure SM57.

Если хэт снимать сверху, то вы получите больше атаки и захватите звук палочки. Съем снизу позволит сократить блид, но звук получится более рассеянным. Кроме того, повлияет и то, в какую часть тарелки будет смотреть микрофон: направленность в плоскость добавит больше воздуха и расплывчатости, а в купол — плотности и массивности.

Запись сета для R&B

Сет для модерн-рока и альтернативы

Рекомендуемое оборудование:

Для этого жанра нужна максимально пробивная атака, поэтому потребуется захватывать каждый голос отдельно. Следовательно, вам нужен 8-канальный интерфейс. Среди выбранных в статье схем, эта самая дорогая, хотя и здесь можно по максимуму срезать расходы.

В качестве оверхедов используется пара Rode M5  расположены по XY-системе. Оверхеды здесь нужны для снятия тарелок, для барабанов предназначены остальные микрофоны.

Далее, понадобится микрофон для съема щелчка бочки. Для этого подойдет динамический микрофон с большой мембраной (AKG D112 MKII, Audix D6, Shure Beta 52A, и т.д.).

Чтобы получить в миксе и щелчок, и низы, очень пригодится PZM-микрофон в духе Shure Beta 91A. Но если покупка такого микрофона не укладывается в бюджет, то можно обойтись без него.

Для малого барабана нужен Shure SM57 или Audio-Technica ATM230. Расположение идентично прошлой схеме.

Если в партии много томов, их непременно потребуется подзвучить отдельно. На многих студиях используются конденсаторные микрофоны или динамические Sennheiser MD 421-II, но это дорогое решение. Бюджетная альтернатива — Sennheiser e604.

Оставшиеся каналы можно использовать под конденсаторный микрофон для захвата комнаты.

Запись сета для модерн-рока и альтернативы

Инди и лоуфай

Рекомендуемое оборудование:

  • Ленточный микрофон MXL R77 и более бюджетный вариант MXL R144
  • 2-канальный интерфейс Apogee Duet 2

В инди, неофолке и лоуфай-направлениях внимание при записи больше концентрируется на звуке помещения, а не барабанов самих по себе. Это значит, что достаточно будет одного-двух микрофонов и 2-канального интерфейса. Apogee Duet 2 отлично подойдет для передачи естественной и нейтральной картинки.

Что касается микрофонов, подойдут микрофоны с характерной АЧХ, например ленточные Cascade Fat Head. Как вариант, можно использовать Warm Audio WA87, более современные и яркие. Место для расположения микрофонов нужно будет искать там, где установка звучит наиболее сбалансировано.

Запись инди и лоуфай

Панк

Рекомендуемое оборудование:

Панк-рок — не самый требовательный к качеству стиль, но это не значит, что на технику записи вообще не нужно обращать внимания. Но 4-канального интерфейса для большинства сессий должно хватить.

Если вы приверженец настоящего DIY-подхода, то можете сэкономить и воспользоваться для суммирования микшера Allen & Heath ZED-10FX. Он подключается к компьютеру по USB, но записывает стерео с выходов, а не выход с каждого канала. Это значит, что перед записью нужно будет особенно аккуратно работать с балансом.

При том, что сетап получается очень бюджетный, вы можете добиться отличных результатов. По слухам, Red Hot Chili Peppers записали все барабанные партии альбома Blood Sugar Sex Magik только на Shure SM57. RHCP смогли записать легендарный альбом такими средствами. Шанс есть и у вас.

Оверхеды нужно расположить A/B парой. Придется тщательно работать с балансом и особое внимание обратить на тарелки, чтобы звук не был слишком грубым или резким.

Третий SM57 расположите внутри бочки, чтобы снять щелчок. В сигнале будет недоставать низов, но в общем миксе всей песни это будет несколько скомпенсировано бас-гитарой. Четвертым SM57 будет подзвучен малый барабан, на расстоянии 1 дюйма от обода, под углом 45 градусов к центру.

Запись панка

Метал

Рекомендуемое оборудование:

Здесь речь идет о наиболее тяжелых стилях. В этом жанре уже давно принято по максимуму использовать семплинг. Однако сделать хорошую барабанную партию все еще невозможно и на записи нужно запечатлеть звук исполнителя.

Самый очевидный признак живой игры — динамика, насколько громко играет барабанщик. Как говорится, весь звук в руках.

Ddrum и другие компании производят триггеры, которые регистрируют динамику, но не тембр и прочие качества звука инструмента. Если вы планируете использовать семплирование, вам нужен комплект триггеров и 8-канальный интерфейс. На микрофоны потребуется снять только тарелки.

Некоторые звукорежиссеры в метале предпочитают снимать каждую тарелку отдельно, но такой может потребовать огромных бюджетов. Схожих результатов можно будет добиться с помощью двух полусовмещенных конденсаторных микрофонов с малой мембраной.

Все приведенные схемы проверенные, но самое важное — это слушать, вне зависимости от условий, в которых вы записываете. Если вы просто воспроизведете классическую расстановку с самыми дорогими микрофонами и не будете слушать и реагировать на звук, вы не сможете записать хорошо звучащую партию. Если вы новичок, который пытается сделать свою первую запись, эти схемы станут отличным подспорьем, но не забывайте пользоваться собственным слухом.