Elektron Tonverk: новое слово в мире сэмплинга

Tonverk — это кульминация многолетнего опыта компании в создании гибридных инструментов.
Elektron решили выпустить универсальное решение для сэмплинга, саунд-дизайна и лайвов. В одном корпусе находятся мощный движок для работы с сэмплами, продвинутый секвенсор и гибкая цепь эффектов. Разберемся в актуальной новинке.
Ключевые параметры
Характеристика | Значение |
Примечание |
Полифония | 12 голосов (аудио) | Динамическое распределение между треками |
Треки | 16 (8 аудио, 4 Bus, 3 Send FX, 1 Mix) |
Плюс 12 MIDI-треков |
Память | 2048 слотов для сэмплов |
128 МБ на проект |
Движки | Single Player, Multi Player, Subtracks, FX |
Широкий выбор для любых задач |
Входы/выходы | 2 × 1⁄4" (L/R) аудиовходы, 2 × 1⁄4" (A/B), 2 × 1⁄4" (C/D) аудиовыходы, 1 × 1⁄4" (E/F) выход на наушники |
Позолоченные разъемы |
Конвертеры | D/A: 24 бит, 48 кГц. A/D: 24 бит, 48 кГц |
Высокое качество звука |
Хранение | SD-карта (до 64 ГБ) |
exFAT, в комплекте SD-карта 2 ГБ |
Связь | USB 2.0 (Micro USB Type-B), USB Host, MIDI In/Out/Thru |
Поддержка USB Audio |
Аппаратная часть и панель управления
Tonverk выполнен в традиционном для Elektron компактном прочном корпусе. На передней панели расположены:
- OLED-дисплей: Яркий и четкий, отображает всю необходимую информацию, от параметров треков до настроек секвенсора.
- Регуляторы и энкодеры: Восемь сенсорных энкодеров [DATA ENTRY] с подсветкой, которые отвечают за редактирование параметров. Один большой энкодер [LEVEL/DATA] — для навигации и изменения значений.
- Триг-кнопки: 16 кнопок [TRIG] с подсветкой используются для управления секвенсором, запуска треков и ввода данных. Они также служат как хроматическая клавиатура.
- Качество сборки: Металлический корпус обеспечивает надежность и долговечность.
- Питание и гнёзда: Устройство питается от стандартного USB-порта, что удобно для мобильных сетапов. На задней панели находятся все аудио- и MIDI-разъемы, а также слот для SD-карты и USB-порты.
Подробная схема и маршрутизация
Архитектура Tonverk — многофункциональный, но интуитивно понятный механизм.
- Аудио-голоса. Основу составляют 8 аудио-треков, каждый из которых может быть назначен на один из движков (Machines).
- Insert FX. Каждый из 8 аудио-треков и 4 шин (Bus) имеет два слота для вставных эффектов.
- Шины (Bus tracks). Четыре шины (TRK 9–12) позволяют группировать и обрабатывать сигналы с аудио-треков.
- Send FX. Три канала на посыл (TRK 13–15) используются для обработки сигнала, отправленного с других треков. Так создаются параллельные цепочки эффектов.
- Микшер. Микшерный трек (TRK 16) позволяет управлять общим миксом, а также маршрутизировать внешние аудиосигналы.
- Маршрутизация. Аудио с треков можно направить на выходы C/D, E/F (наушники) или на шины Bus 1-4. Внешний аудиосигнал может быть направлен на выходы MIX AB, OUT AB, OUT CD, OUT EF, а также на шины BUS 1–4 или напрямую на треки TRK 1–8. Что принципиально важно, Tonverk позволяет создавать сложные цепочки: вы можете направить сигнал с одного трека на шину, обработать его там, а затем отправить сигнал с этой шины на другую шину для дальнейшей обработки.
Движки (Machines)
В Tonverk встроено множество движков (Machines) для генерации сигнала и обработки.
Single Player: Принцип работы с движком очень прост: вы выбираете один сэмпл и начинаете его обрабатывать. Каждый параметр, от высоты звука до фильтра, может быть автоматизирован с помощью Parameter Locks, что позволяет создавать сложные и динамичные паттерны или просто проигрывать сэмпл.
Multi Player: Этот движок позволяет создавать полноценные мультисэмпловые инструменты. Его главная особенность заключается в возможности назначать до 128 различных сэмплов на одну ноту MIDI-клавиатуры, что подходит для создания реалистичных инструментов или драм-китов.
Вот как работает этот движок:
1. Назначение сэмплов: Вы можете назначить каждый из 128 сэмплов на определенную ноту MIDI-клавиатуры. Это позволяет создавать сложные драм-киты, где каждый пэд на панели Tonverk соответствует отдельному звуку. Вы также можете создавать мультисэмпловые инструменты, где каждый сэмпл отвечает за определенный диапазон нот, что делает их звучание более естественным и выразительным.
2. Параметры: Каждый сэмпл, назначенный на ноту, имеет свои собственные параметры, которые вы можете настраивать независимо от других слоев. Это позволяет:
- Микширование слоев: Вы можете регулировать громкость и панораму каждого сэмпла, чтобы создать идеальный баланс.
- Работа с тоном: Вы можете транспонировать, настраивать и фильтровать каждый сэмпл отдельно.
- Автоматизация: Вы можете использовать Parameter Locks, чтобы автоматизировать любой параметр для каждого сэмпла на каждом шаге секвенсора. Это дает возможность создавать невероятно сложные и динамичные звуковые текстуры.
3. Режимы работы: В зависимости от ваших потребностей, вы можете выбрать один из двух режимов:
- Kit Mode: Позволяет работать с полноценным драм-китом, где каждый пэд соответствует отдельному сэмплу.
- Instrument Mode: Позволяет работать с мультисэмпловыми инструментами, где сэмплы распределены по MIDI-клавиатуре.
Subtracks: Многослойный движок, который позволяет работать с восьми звуковыми слоями на одном треке. Это дает возможность создавать ритмические партии и накладывать сэмплы друг на друга. В отличие от движка Single Player, который работает с одним сэмплом, Subtracks дает возможность управлять каждым из восьми слоев отдельно. Каждый субтрек имеет свои собственные параметры, которые вы можете настраивать независимо от других слоев. Это позволяет:
- Микшировать слои: Вы можете регулировать громкость и панораму каждого сэмпла, чтобы создать идеальный баланс.
- Работать с тоном: Вы можете транспонировать, настраивать и фильтровать каждый сэмпл отдельно. Например, вы можете использовать один и тот же сэмпл бочки, но с разными настройками фильтра, чтобы создать вариации звука.
- Автоматизировать: Вы можете использовать Parameter Locks, чтобы автоматизировать любой параметр для каждого слоя на каждом шаге секвенсора. Это дает возможность создавать невероятно сложные и динамичные звуковые текстуры.
FX Machines: Это движки эффектов, которые можно использовать на возврат или на посыл. В их список входят:
- Bypass: Машина, которая не производит никакой обработки.
- Chrono Pitch: Передовой питчшифтер, позволяющий транспонировать сэмплы в реальном времени.
- Comb Filter: Создает гребенчатую фильтрацию, добавляя уникальные резонансы и тембры.
- Compressor: Динамический процессор для выравнивания уровня сигнала.
- Daisy Delay: Модулируемый дилей с возможностью создания как классических эхо-эффектов, так и более экспериментальных.
- Degrader: Эффект битрейт- и семпл-редьюсера, который придает звуку lo-fi характер.
- DIRTshaper: Уникальный дисторшн с возможностью создания как мягкой сатурации, так и агрессивного кранча.
- Filterbank: Банк фильтров, позволяющий создавать сложные фильтрующие цепочки.
- Frequency Warper: Эффект, который изменяет частотную характеристику сигнала.
- Infinite Flanger: Флэнжер с возможностью создания бесконечного эффекта.
- Low-pass Filter: Классический фильтр низких частот.
- Multimode Filter: Фильтр с несколькими режимами (LP, HP, BP), который позволяет формировать тембр звука.
- Panoramic Chorus: Эффект хоруса, который добавляет ширину и объем.
- Phase 98: Классический фэйзер.
- Rumsklang Reverb: Алгоритм реверберации, который позволяет создавать как короткие, так и длинные хвосты.
- Saturator Delay: Комбинация дилея и сатуратора.
- Supervoid Reverb: Длинный и атмосферный ревербератор, который идеально подходит для создания текстур и эмбиентных звуков.
- Warble: Эффект, который имитирует старение магнитной ленты.
Список контролируемых параметров в каждом из движков:
- 1. PITCH: Транспонирование сэмпла по полутонам в диапазоне от -24 до +24.
- 2. FINETUNE: Более тонкая настройка высоты звука, до 100 центов.
- 3. VOLUME: Громкость сэмпла.
- 4. PAN: Панорама.
- 5. L.POINT/L.LENGTH: Точка старта и длина лупа. Это позволяет зацикливать часть сэмпла (не забываем, что все параметры модулируются через секвенсор).
- 6. START: Начальная точка воспроизведения сэмпла.
- 7. END: Конечная точка воспроизведения сэмпла.
- 8. LOOP: Включение/выключение зацикливания.
- 9. REVERSE: Воспроизведение сэмпла в обратном направлении.
- 10. FILTER: Фильтр низких частот (Low-pass) с регулировкой CUTOFF и RESO.
- 11. AMP ENVELOPE: Огибающая громкости с параметрами ATTACK (время нарастания), DECAY (время затухания) и SUSTAIN (уровень удержания).
- 12. MOD ENVELOPE: Огибающая для модуляции.
- 13. LFO и LFO FX: Низкочастотные осцилляторы с возможностью модуляции любого параметра трека. Параметры LFO включают RATE (скорость), TYPE (форма волны) и DEPTH (глубина модуляции).
*На шинах, посылах и мастер-канале также предусмотрено по два LFO*
Варпинг и растяжение времени в Tonverk
В отличие от других устройств, где варпинг может быть реализован как отдельный режим, в Tonverk он интегрирован непосредственно в движки сэмплов, что позволяет гибко работать с аудио.
В Tonverk реализовано два основных алгоритма растяжения времени:
1. Алгоритм Time Stretch: Этот алгоритм позволяет изменять темп сэмпла, не меняя его высоты. Он идеально подходит для подгонки лупов и вокальных партий под темп проекта, сохраняя при этом оригинальный тон и характер звука. Параметры, доступные для управления:
- TIME: Коэффициент растяжения времени.
- PITCH: Транспонирование сэмпла по полутонам, если вы хотите изменить его высоту.
- GRANULARITY: Регулировка "зернистости" алгоритма, которая влияет на качество звука при растяжении. Более низкие значения дают более гладкий звук, в то время как более высокие значения создают интересные артефакты.
2. Алгоритм Granular Synthesis: Этот алгоритм позволяет создавать уникальные звуковые текстуры и эффекты, разбивая сэмпл на мельчайшие "зерна" (grains) и воспроизводя их с разными параметрами. Этот метод идеально подходит для создания экспериментальных звуков, дронов, текстур и необычных эффектов. Параметры, доступные для управления:
- GRAIN SIZE: Размер «зерен».
- DENSITY: Плотность «зерен».
- PITCH SPREAD: Разброс высоты «зерен».
- POSITION: Позиция воспроизведения «зерен».
Эти алгоритмы доступны в движках Single Player, Multi Player и Subtracks на странице WARP. Вы можете автоматизировать любой из этих параметров с помощью Parameter Locks.
Полифония и управление голосами
Tonverk имеет 12 аудио-голосов. Для управления ими доступны специальные режимы:
- Reuse Voices: В этом режиме устройство повторно использует голоса для более эффективного распределения, позволяя одному голосу звучать несколько раз.
- Mono Note Priority: Этот параметр управляет поведением полифонии, определяя, какая нота будет приоритетной в случае перегрузки голосов.
- Оптимизация: Рекомендуется использовать режим Mono Note Priority для басовых и мелодических партий, чтобы избежать перегрузки голосов.
Эффекты
Tonverk предлагает полный контроль над эффектами, как вставными (Insert FX), так и посыльными (Send FX).
- Insert FX: Каждый трек (кроме MIDI-треков) имеет слот для двух вставных эффектов. Они обрабатывают сигнал последовательно, что позволяет выстраивать цепочки. Например, можно использовать Saturator Delay для придания характера драм-партии, а затем компрессор (Compressor) для выравнивания динамики
- Send FX: Три посыльных трека (Send FX) предоставляют доступ к эффектам Rumsklang Reverb, Supervoid Reverb и Daisy Delay.
Подробный разбор эффектов
Bypass: Простейший движок, который просто пропускает сигнал без обработки, позволяя быстро отключать эффекты.
Chrono Pitch: Продвинутый питч-шифтер для изменения высоты звука в реальном времени.
Comb Filter: Гребенчатый фильтр, который создаёт уникальные резонансные и «металлические» тембры.
Compressor: Динамический процессор для выравнивания уровня сигнала, с параметрами THRSHLD (порог), RATIO (соотношение), ATTACK (время атаки) и RELEASE (время затухания).
Daisy Delay: Модулируемый дилэй с широкими возможностями для создания как классических эхо-эффектов, так и более экспериментальных.
Degrader: Эффект, понижающий битрейт и частоту дискретизации, придавая звуку характерный лоу-фай окрас.
Filterbank: Банк фильтров, позволяющий создавать сложные фильтрующие цепочки для детальной частотной обработки.
Frequency Warper: Эффект, который изменяет частотную характеристику сигнала, создавая футуристические и необычные звуковые текстуры.
Infinite Flanger: Флэнджер с возможностью создания бесконечного эффекта, идеальный для атмосферных и психоделических звуков.
Low-pass Filter: Классический фильтр низких частот.
Multimode Filter: Универсальный фильтр с несколькими режимами (LP, HP, BP), позволяющий формировать тембр звука.
Panoramic Chorus: Эффект хоруса, который добавляет ширину и объем.
Phase 98: Классический фэйзер.
Rumsklang Reverb: Алгоритм реверберации, который позволяет создавать как короткие, так и длинные хвосты.
Saturator Delay: Комбинация дилэя и сатуратора для создания насыщенного и плотного эха.
Supervoid Reverb: Длинный и атмосферный ревербератор, который идеально подходит для создания эмбиентных текстур.
Warble: Эффект, который имитирует старение магнитной ленты, добавляя непредсказуемые искажения и модуляцию.
Degrader: Эффект битрейт- и семпл-редьюсера, который придает звуку lo-fi характер.
DIRTshaper: Уникальный дисторшн с возможностью создания как мягкой сатурации, так и агрессивного кранча.
В Tonverk есть еще одна ключевая особенность, которая значительно расширяет возможности звукового дизайна и перформанса. Это встроенный секвенсор для шин и групп эффектов.
Даже у шин эффектов (Bus tracks) и посыльных эффектов (Send FX) есть свой собственный секвенсор для Parameter Locks. Это означает, что вы можете автоматизировать любой параметр эффектов на каждом шаге секвенсора. Например, вы можете запрограммировать фильтр на шине, чтобы он открывался и закрывался в ритм, или менять параметры дилея на каждом шаге, создавая уникальные и динамичные эффекты.
Микшер, шины и мастер-секция
Гибкая система микширования и маршрутизации Tonverk позволяет работать с несколькими инструментами и группами звуков.
- Bus tracks: Четыре шины (Bus 1-4) позволяют создавать подгруппы, к которым можно применять общие эффекты и обработку. Каждая шина может иметь два вставных эффекта.
- Mix track: Мастер-трек (Mix track) управляет финальным звучанием. Здесь можно настроить мастер-эффекты и управлять общим уровнем всех треков.
- Мониторинг: Параметр HP.MON на странице FLTR мастер-трека позволяет настраивать уровень сигнала, отправляемого на выход для наушников.
Секвенсор
Секвенсор Tonverk — сердце устройства, предоставляющее весь необходимый функционал для создания и исполнения музыки.
- Паттерны и цепочки (Chains): Паттерны могут иметь до 256 шагов. Функция Chains позволяет связывать несколько паттернов в цепочку для создания полноценных треков.
- Parameter Locks: Функция Parameter Locks позволяет автоматизировать любой параметр для каждого шага секвенсора. Это дает возможность создавать невероятно сложные и детализированные партии, меняя звучание на лету.
- Trig Conditions: Условные триггеры (Trig Conditions) позволяют запускать триггеры с определенной вероятностью или при выполнении определенных условий, что делает партии более живыми и непредсказуемыми.
- Micro Timing: Позволяет смещать триггеры относительно сетки, добавляя человеческий фактор и грув в секвенцию.
- Retrigs: Функция Retrigs позволяет быстро создавать повторы нот или сэмплов, что удобно для создания рэтчетов.
- Arpeggiator: Встроенный арпеджиатор позволяет создавать мелодические паттерны и ритмические рисунки, оснащен несколькими режимами воспроизведения: UP, DOWN, UP/DOWN, RANDOM, PLAY ORDER, POLY.
Семплинг и Recorder (включая Auto Sampler)
Recorder: Позволяет записывать аудио с внешних источников и внутренний сигнал через входы IN A/B.
Параметры сэмплирования: REC (старт/стоп записи), ARM (активация режима ожидания записи при превышении порога), RLEN (длина записи в шагах секвенсора), THR (порог срабатывания) и SRC (выбор источника записи).
Автоматизация входящего сигнала: В отличие от некоторых других сэмплеров, Tonverk позволяет "на лету" организовывать входящий сигнал. Используя Live recording mode и Parameter locks, вы можете записывать внешнее аудио в реальном времени, одновременно автоматизируя его параметры. Это позволяет работать с входящим аудио как с отдельным инструментом, создавая динамические и постоянно меняющиеся секвенции.
Управление библиотекой, SD-карта и хранение данных
Для организации проектов и сэмплов Tonverk использует логичную файловую структуру на SD-карте.
- Структура: PROJECT содержит SONG, PATTERN и SAMPLES. Рекомендуется сохранять все данные в папку USER.
- SD-карта: Устройство поддерживает SD-карты, что делает хранение данных простым.
- USB Disk Mode: Режим USB Disk Mode позволяет подключить Tonverk к компьютеру как обычный диск для удобного переноса файлов.
- Бэкап: Регулярное резервное копирование проектов на компьютер обеспечивает сохранность данных.
Взаимодействие с внешними эффектами и входящим аудио
Tonverk обеспечивает широкие возможности для работы с внешним оборудованием.
Подключение внешних эффектов: Внешние эффекты можно подключать через входы IN A/B и направлять их сигнал через Insert FX/Bus/Send треки.
Обработка входящего аудио: Устройство может обрабатывать аудиосигнал с входов IN A/B или по USB. Параметры на странице SRC мастер-трека позволяют регулировать уровень и панораму входящего сигнала, а также маршрутизировать его на различные выходы или треки.
USB Audio: Tonverk поддерживает режим USB-аудио, что делает его удобным для использования с DAW.
MIDI-функционал Tonverk: Управление и синхронизация
Благодаря MIDI-интерфейсу, Tonverk — не только автономный инструмент, но и полноценный студийный хаб. Он может выступать как MIDI-контроллер, или сам управляться внешними устройствами.
Поддержка и коммутация
MIDI In/Out/Thru: Стандартные 5-пиновые MIDI-разъемы позволяют подключить Tonverk к любому внешнему MIDI-оборудованию, будь то MIDI-клавиатура, другой синтезатор или драм-машина.
USB MIDI: Устройство также поддерживает MIDI-соединение по USB, что позволяет легко интегрировать его с компьютером и цифровыми рабочими станциями (DAW).
Возможности управления
Прием MIDI: Tonverk может принимать MIDI-сообщения от внешних устройств, что позволяет управлять его звуками и параметрами с помощью MIDI-клавиатуры или внешнего секвенсора.
- Note On/Off: Запуск и остановка сэмплов с помощью нот.
- Velocity: Управление громкостью с помощью силы нажатия.
- CC (Continuous Controller): Управление любым параметром трека, таким как фильтр, громкость или эффекты, с помощью MIDI-контроллеров.
- Program Change: Выбор паттернов и банков.
Отправка MIDI: Tonverk может отправлять MIDI-сообщения, что позволяет использовать его мощный секвенсор для управления внешним оборудованием.
- Trigs: Запуск нот на внешних синтезаторах и драм-машинах.
- Parameter Locks: Автоматизация любых параметров на внешних устройствах.
- MIDI Clock: Синхронизация с другими устройствами, выступая в роли мастера или слейва.
Performance-функционал
Tonverk — не только студийный инструмент, но и машина для лайвов. Его уникальный рабочий процесс позволяет в реальном времени изменять и манипулировать звуком, создавая динамичные и непредсказуемые перформансы.
1. Step Mode (Step Edit): Помимо стандартного пошагового программирования, Tonverk имеет мощный режим Step Edit. Он позволяет детально редактировать каждый шаг секвенсора, включая параметры Parameter Locks и Trig Conditions. Вы можете легко зайти на любой шаг, изменить его громкость, фильтр, питч или любые другие параметры, что дает полный контроль над каждым событием в паттерне.
2. Live Recording Mode: Tonverk позволяет записывать паттерны в режиме реального времени. Вы можете просто нажимать на триггеры, и ваши действия будут записаны в секвенсор. Это идеально подходит для быстрой набивки драм-партий или записи мелодических и басовых линий.
3. Performance Kit Mode: Этот режим позволяет переключаться между различными наборами звуков и эффектов на лету, что делает Tonverk идеальным для живых выступлений. Вы можете подготовить несколько китов заранее и быстро переключаться между ними, создавая уникальные аранжировки и переходы.
Что имеем в итоге
Elektron Tonverk — универсальный инструмент, который полностью раскрывает потенциал сэмплирования. Его гибкая архитектура, мощный секвенсор, обширный набор эффектов и функции маршрутизации делают его отличным выбором для музыкантов, продюсеров и саунд-дизайнеров, которые хотят выйти за рамки стандартных схем игры.