Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00Как сделать заказ?
Санкт-Петербург
Корзина: пуста
8 800 500-11-96 по России бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург

Как Akai MPC изменил мир музыкального продакшна

Дата публикации: 01 сентября 2020

Akai MPC

MPC — аббревиатура англоязычного словосочетания Music Production Center (ранее — MIDI Production Center). Передовой инструмент открыл продюсерам беспрецедентные возможности семплирования и секвенсинга. 32 года назад в Японии навсегда изменили представления о современной музыке и о том, как она создается. Хронология событий – в краткой истории Akai MPC.

Содержание

Предыстория

В конце 80-х годов популярность драм-машин резко возросла. Музыканты старой закалки, которым куда привычнее было сжимать пальцами барабанные палочки, поначалу видели в этих железках что-то совсем несерьезное, и уж точно не угрозу настоящим установкам с том-томами и тарелками. Их предвзятое отношение сошло на нет, когда люди помоложе, куда больше проникнутые энтузиазмом, чем снобизмом, изучили эти приспособления и запрограммировали принципы двух магистральных направлений танцевальной электроники — техно и хауса. С семплерами дела обстояли схожим образом, но сложнее.

E-mu Emulator

В 1981 году E-mu Systems, за 10 лет до этого производившая компоненты для электронных музыкальных инструментов, представила на конвенции NAMM семплер E-mu Emulator. Годом позже Стиви Уандер стал счастливым обладателем самого первого 10-килограммового экземпляра с порядковым номером 0001. Эта модель использовалась в записи великих пластинок Майкла Джексона (альбом Thriller), New Order, Tangerine Dream и других, однако говорить о массовой популярности не пришлось. На релизе E-mu Emulator стоил $10000, через год — $8000. Далеко не каждый артист мог позволить себе так раскошелиться.

Классические драм-машины требовали понимания основ продакшна или музыкальной теории, а куда более интуитивно понятные семплеры — существенных денежных расходов. Akai почувствовала брешь на рынке и поняла, что способна закрыть ее чем-то более доступным по всем показателям. К разработке привлекли Роджера Линна, в резюме которого уже значились спроектированные им LinnDrum и LM-1. В отличие от большинства современников, основанных на синтезаторной архитектуре, эти инструменты опирались на семплы настоящих ударных. Каждый, кто знает Take On Me группы a-ha, Lucky Star Мадонны или альбом Принса Sign O’Times, могут считать, что слышали эти драм-компьютеры в деле.

В списке заслуг американского инженера была и противоречивая строка: Linn 9000. Инновационный гибрид семплера и цифровой драм-машины с MIDI-секвенсором и прорезиненными пэдами выглядел посланцем из будущего, но век его оказался скоротечен. Подвела цена в $5000-$7000, и еще больше — слабая операционная система и компоненты. Блок питания приводил к перегреву центрального процессора, устройство быстро выходило из строя, Linn Electronics честно выполняли гарантийные обязательства, отправляя раздосадованным покупателям новые Linn 9000. Два года фирма искала выход из патового положения: в 1985 году выпустила монтируемый в стойку LinnSequencer, в январе 1986 показала LinnDrum Midistudio — ближайшего родственника MPC хотя бы по внешним признакам. До конвейера дело не дошло, финансовый провал Linn 9000 нанес критический урон — в феврале 1986 года Linn Electronics объявила о банкротстве. Активы компании перешли корпорации Forat Music and Electronics, а самый ценный, в лице Роджера Линна, достался Akai. 

В Токио давно наблюдали за делами заокеанского коллеги, Linn 9000 только убедил их в том, что Линна нужно срочно рекрутировать. Годами позже, когда их сотрудничество останется в прошлом, а Akai выпустит MPC2000 и все остальные модели без участия американца, Роджер Линн поделится воспоминаниями в интервью порталу Sonicstate.com. «Это была взаимовыгодная партия, поскольку Akai нуждалась в проектировщике с идеями, а я не хотел заниматься продажами, маркетингом, финансами и производством, все это было налажено у японцев» — рассуждал инженер. Теперь он посвящал все время реконструкции Linn 9000.

Akai MPC 60 и его значение

Первенцем коллаборации стал вышедший в 1988 году MPC 60, с которого началась активная экспансия Akai в мир драм-машин и семплеров. На рынке доминировал E-mu SP-1200 — он появился на год раньше, стоил больше $10,000, и вписал себя в историю, как один из знаковых инструментов золотой эры хип-хопа. Правда Akai MPC 60 превосходил ближайшего конкурента во всех аспектах: 13,1 секунд для записи семплов и 128 предзагруженных, разрешение аудио выше, а цена вдвое ниже. К тому же сами партии ударных получались куда менее роботизированными, чем при программировании на драм-машинах. Возможность слегка выходить за рамки сетки и сбивать внутритактовое время с помощью функции свинг позволили битам зазвучать органичнее и живее. 

Akai MPC 60

Семплинг тоже эволюционировал. До сих пор длинные петли считались обычным делом, поскольку не было девайса, который позволял их легко нарезать, редактировать и организовывать. MPC 60 умел сохранять короткие отрезки звука, упорядочивать их и воспроизводить как удобно пользователю. Каждый семпл мог назначаться на пэд и запускаться независимо от других одним касанием. Спрос на MPC 60 диктовали его многофункциональность, более низкая цена в сравнении с другими семплерами, а также простота. 

Akai совместно с Роджером Линном совершили настоящую революцию — никогда еще электронный инструмент не был настолько не требователен к человеку, в чьих руках он оказывался. Линн спроектировал устройство так, чтобы оно было интуитивно понятно тем, кто прогуливал уроки музыкальной теории, и закрывало нужды тех, кто не любил дисциплинированность драм-машин. MPC узаконил различные техники исполнения, реформировал стили музыки, а вместе с тем, дополнил список инструментов, которые изменили представления о том, как она создается.

Все это превзошло ожидания самого создателя MPC. В каком-то интервью Линн поделился: «Это феномен, который невозможно было предугадать. Кто мог подумать, что люди станут заниматься тем, что я называю объектно-ориентированной композицией. Вместо того, чтобы составлять и проигрывать все ноты самостоятельно, можно взять обрывки готовых произведений, записывая которые, кто-то уже справился с этими надоедливыми нотами». Выражаясь на языке хип-хопа, который мог и не случиться без продукции Akai, MPC перевернул игру.

Будущее MPC

Инновации не заставили долго себя ждать. После перевыпуска оригинального MPC 60 в 1991-м, 1993 год принес полноправного преемника — MPC 3000. Он был основан на старом фундаменте, только стал еще лучше: набор интегрированных эффектов, более длительное время семплирования, увеличенный объем памяти, оптимизированная MIDI-совместимость и большее количество нот на каждую секвенцию. Это открыло последнее поколение MPC, созданных Akai в тандеме с Роджером Линном. Дальше их пути разошлись по банальной причине: руководители японской компании больше не хотели выплачивать изобретателю роялти. Сложно сказать, как разворачивалась бы их совместная деятельность дальше, но Akai со знанием дела продолжили следовать заданному вектору.

16 чувствительных к скорости и силе нажатия пэдов с назначаемыми банками звуков, почти сотня сохраняемых секвенций, 16-голосная полифония, стереосемплер, MIDI-разъемы, встроенный дисковод для дискет  — таковы характеристики самого первого MPC. На сегодня они устарели, но придуманная Линном схема продолжает жить в рабочих станциях по сей день. Новые версии пополняют модельный ряд MPC каждые два-три года, порой даже чаще. На них же отчасти основаны популярные MIDI-контроллеры Akai MPK, а заодно и семплеры конкурирующих брендов. За 30 с лишним лет, прошедших с выпуска новаторской рабочей станции, Akai постоянно совершенствовали MPC. Отказ от дискет, расширение встроенной памяти, предустановленных библиотек и редакторов, появление USB-портов, подсветки органов управления и многое прочее — развитие линейки полностью следовало всем законам технологического прогресса. 

Актуальная итерация — Akai MPC Live II, которая поступила в продажу весной 2020 года. Ее все так же можно интегрировать в обширную экосистему разнообразного софта от Akai, подключать к сторонним контроллерам и аппаратам, но она готова и к автономной работе. Яркий 7-дюймовый мультитач-дисплей, 8 выходов CV/Gate, поддержка соединения Wi-Fi и Bluetooth, гигантская библиотека инструментов и семплов на 16 Гб, а также интегрированные динамики — самостоятельный продакшн-центр, которому необходима только творческая натура человека и его руки.

Постскриптум: кто использовал Akai MPC

Проще сказать, кто не использовал. Инструмент нашел место не только в бесчисленном количестве музыкальных произведений, но и сам стал элементом поп-культуры.

  • Классический хип-хоп трек Regulate от Warren G и Nate Dogg основан на паттерне, запрограммированном на MPC60;
  • Big Boi из Outkast создавал некоторые из наиболее узнаваемых грувов дуэта на MPC;

  • Британский диджей, гитарист, продюсер, лауреат премий «Гремми» и «Оскар» Марк Ронсон еще и большой ценитель MPC, рассказавший о том, как семплирование преобразило музыку на TED talks;

  • Легендарный продюсер DJ Shadow использовал MPC 60 для создания своего культового дебютного альбома Entroducing….. Это первый альбом, полностью состоящий из семплов, и полностью записанный на MPC 60;
  • Dr. Dre использовал MPC 3000 на альбомах The Chronic и 2001. Многие утверждают, что он одновременно использовал пять MPC, чтобы добиться желаемого звука;
  • Один из величайших битмейкеров J Dilla на протяжении всей карьеры пользовался MPC. Принадлежавший ему MPC 3000 теперь является частью коллекции Национального музея афроамериканской истории и культуры;

  • Q-Tip (участник A Tribe Called Quest) назвал в честь MPC Renaissance свой второй альбом, на обложке которого исполнитель держит одноименный инструмент;

  • Канье Уэст использовал MPC при сочинении The College Dropout, а также не раз появлялся на сцене с MPC. Он отмечал MPC 2000, как источник вдохновения для большинства своих ранних работ;
  • Одна из наиболее популярных моделей MPC — MPC 2000XL, стала неотъемлемой частью сетапов двух икон хип-хопа, MF Doom и Пит Рока;
  • MPC 4000 всегда есть в арсенале эйсид-джазового диджея Марка Фарины;
  • Лауреат премии «Гремми», продюсер Ом’Мас Кит использовал MPC при записи альбома Фрэнка Оушна Blonde;
  • Американский автор-исполнитель Джон Мэйер использует Akai MPC вместо гитарного предусилителя;

  • Специально для тех, кто почему-то считал, что работа с MPC может быть скучной: MVP of the MPC, он же продюсер AraabMuzik с мастер-классом о ловкости пальцев.