0

Корзина

Корзина все еще пуста

Чтобы выбрать подходящий товар, воспользуйтесь каталогом
Открыть каталог

Как подготовиться к первому лайву

Содержание:

Первый лайв — это стресс, волнение и технические ошибки.

Поскольку шероховатости неизбежны, лучше построить простой сетап, который вы сможете усложнять позже. В хорошем лайве уверенность в каждом действии и музыка важнее всего, поэтому мы расскажем, как сделать простой работающий сетап на основе стэмов. Позже, когда появится уверенность, к нему можно будет подключить VST, синтезаторы, секвенсоры, и настроить автоматизацию.

Выбор программы: Ableton Live, Bitwig

Ableton Live — стандарт индустрии. Интуитивный интерфейс, гибкий Session View, стабильная работа с контроллерами. Отлично подходит как для живого исполнения, так и для подготовки проекта.

Bitwig Studio — более гибкая DAW в плане модульности, интересна продвинутым пользователям. Но требует больше времени на изучение.

Для первого лайва лучше выбрать Ableton Live, так как с ним будет проще работать и у пользователей есть большое сообщество и форум, где можно найти ответы на все вопросы о работе в программе.

Arrangement View vs Session View

  • Session View (Ableton): специальный режим для лайвов. Вы можете запускать сцены, управлять клипами, делать изменения на лету.
  • Arrangement View: удобен для записи и линейного плейбека. Самый удобный способ запускать подложку.

Подготовка Stems

Stems — экспортированные аудиогруппы из проекта. Например: отдельный файл с киком, другой — с басом, третий — со всеми синтами, четвёртый — с вокалом и т.д. Это не мультидорожки (все каналы отдельно), а группы треков, которые удобно контролировать в лайве.

Зачем они нужны:

  • Уменьшают нагрузку на процессор (не нужно запускать плагины и VST в реальном времени.
  • Упрощают структуру сета: легче ориентироваться и управлять.
  • Увеличивают стабильность: меньше вероятность зависания проекта.
  • Позволяют сохранить звучание готового трека, но с возможностью варьировать структуру (например, выводить синты позже или обрезать вокал.

Как готовить:

  • Разбить проект на логические группы: Kick, Bass, Drums, Synths, Vocals, FX и т.д.
  • Сделать экспорт этих групп в формате .wav, желательно 24-bit / 44.1 или 48 kHz.
  • Важно, чтобы все стемы начинались с одной и той же позиции (bar 1), чтобы сохранялась синхронизация.
  • Импортировать их в новый лайв-проект и распределить по отдельным каналам.
  • Использовать алгоритмы Warping, чтобы привязать все к темпу. Заранее при рендеринге нужно указать BPM в названии файла.
  • Назвать каналы чётко и понятно: важна визуальная ясность.

Дополнительно:

  • В каждый стем можно добавить базовую автоматизацию (например, на синт — фильтр, на FX — панораму), чтобы не было ощущения «плоской» фонограммы.
  • Сделать экспорт этих групп в формате .wav, желательно 24-bit / 44.1 или 48 kHz
  • Чтобы внутри Ableton сразу иметь доступ к копии проекта, нужно сохранить ее в отдельной папке и указать к ней путь в Ableton. В проекте можно заранее выстроить структуру в Session View, прописать дополнительную автоматизацию и сгруппировать все треки вместе. Впоследствии готовую группу stems можно перетащить в лайв-проект. Это сэкономит время и избавит от необходимости варпинга.
  • Лучше экспортировать стемы без мастер-обработки — ее стоит применить уже в лайв-проекте отдельно.

Работа со сценами и автоматизация

  • Структурируйте лайв по сценам: интро, куплет, бридж, дроп, аутро и т.д.
  • Используйте Follow Actions для автоматического переключения сцен. Так вы сможете упростить переходы и сконцентрировать внимание на управлении параметрами синтов или эффектов.

Работа со сценами и автоматизация

Помещения клубов и концертных площадок звучат всегда по-разному. Скорее всего, на саунд-чеке вы будете слегка удивлены тому, как ваша музыка играет на большом звуке.

Это связано с нелинейным восприятием человеческого уха частот относительно громкости. Чтобы звук был читаемым и чистым придется настроить обработку групп и мастер-канала. Для этого потребуется:

  • EQ — фильтрация ненужных частот.
  • Limiter — чтобы избежать клиппинга.
  • Glue Compressor / Bus Compression — для склейки и контроля транзиентов.
  • Опционально: Stereo Widener, Saturation, Maximizer (но без фанатизма).

Контроллеры: сравнение и назначение

Контроллеры — это физический интерфейс между вами и DAW. Они делают лайв-набор тактильным и интуитивным, позволяя не смотреть в экран, а управлять звуком руками. Основные типы элементов управления:

  • Фейдеры — управляют громкостью дорожек, посылами, параметрами эффектов. Позволяют быстро микшировать.
  • Кнопки (триггеры) — запускают клипы, сцены, включают/выключают эффекты.
  • Пэды — используются для запуска one-shot сэмплов, ударных, клипов и сцен.
  • Нобы (ручки) — идеально подходят для управления фильтрами, реверберацией, параметрами синтов и эффектов.

Каждый тип контроллера нужен для своего способа взаимодействия с проектом:

  • Микшерные контроллеры(с фейдерами и ручками) — для тех, кто хочет больше контроля над миксом и FX.
  • Грид-контроллеры (Launchpad и др.) — для запуска клипов, сцен и перформанса.
  • Гибридные (Push, APC) — сочетают все функции: секвенсоры, фейдеры, пэды и экран.
  • Генеративные (Torso T-1, Oxi One) — позволяют создавать секвенции, ритм-партии и мелодии на лету, подходят для продвинутых пользователей и тех, кто хочет делать музыку вживую во время выступления и импровизировать.

Подбирать контроллер нужно под свою задачу: одни дают больше контроля, другие — свободу в импровизации.

Название Категория Особенности
AKAI LPD8 MKII Компактный/бюджетный Пэды, нобы, миди-настройки — хорош для управления эффектами
Novation Launchpad X Миди-грид Триггеринг сцен и клипов, RGB подсветка
Novation Launchpad Mini MK3 Миди-грид Упрощённая версия Launchpad X
Ableton Push 3 Премиум Полная интеграция с Live, шаговый секвенсор, экраны
AKAI APC64 Премиум Пэды, фейдеры, дисплей, управление клипами и параметрами
LAudio EasyControl Бюджетный Компактный, годится для управления громкостью каналов и эффектами
Behringer X-TOUCH MINI Универсальный Нобы, кнопки, легко мапится под любую DAW
AKAI APC mini MK2 Компактный Грид, фейдеры, хорош для запуска сцен и контроля громкости каналов
LAudio Orca-Pad48 Продвинутый Пэды + эффекты, кастомный маппинг и микширование
Novation Launch Control XL MK2 Микшерный Лучший в классе по фейдерам и нобам
Torso Electronics T-1 Генеративный секвенсор Идеален для генерации ритмов и мелодий вживую
OXI Instruments One Секвенсор Для опытных. Продвинутые возможности секвенирования, CV/gate и MIDI
Nakedboards MC-8 Микшерный Программируемые кнопки, кастомные функции
Nakedboards MC-24 Микшерный Больше кнопок, программируемые кнопки, кастомные функции

Маппинг параметров

  • Назначьте нобы на нужные параметры для контроля во время выступления.
  • При открытии браузера в режиме маппинга можно выставлять минимальные и максимальные значения для ручек и фейдеров.
  • Пэды — на запуск сцен и one-shot эффектов или лупов.
  • Фейдеры — на громкость групп/треков.
  • Ручки на контроль эффектов.
  • Используйте MIDI learn в DAW для упрощения процесса маппинга.

Snapshots для VST

  • Сделайте пресеты любимых синтов и сохраняйте их как Snapshots.
  • Используйте MIDI CC или Program Change для переключения.
  • Подготовьте несколько вариантов звучания для разных сцен с помощью автоматизации snapshots внутри MIDI-клипа.

Важно: нагрузка на компьютер увеличивается. Для надежности максимум материала лучше рендерить в аудио.

Коммутация и железо

  • Audio Interface: минимум 2 выхода, лучше — 4+ (для раздельного мониторинга в наушниках перед выводом звука в зал, наподобие функций cue в диджейских пультах).
  • MIDI: используйте интерфейсы или MIDI Thru цепочку.
  • Автоматизация синтов: через MIDI CC или SysEx (статья от Ableton про отправку MIDI CC).
  • Инструменты: заранее проверьте и настройте уровни, MIDI-каналы.
  • Роутинг: продумайте схему. Полезно нарисовать ее на бумагу.

Работа с задержкой (латентностью):

  • Задержка возникает из-за обработки звука в интерфейсе и в DAW.
  • Используйте звуковую карту с драйвером ASIO (на Windows) или CoreAudio (на macOS).
  • В настройках DAW установите минимальный возможный буфер (обычно 64–128 сэмплов) перед началом лайва.
  • Избегайте плагинов с высоким потреблением ЦП и латентностью (например, линейных мультибэнд компрессоров или look-ahead лимитеров).
  • Отключите ненужные устройства и фоновые процессы на ноутбуке.
  • Используйте максимально простой маршрут сигнала — это снижает общее время прохождения аудио и MIDI-сигналов.
  • Проверяйте в реальных условиях: иногда в репетиции всё нормально, а на сцене задержка мешает играть точно.
  • При использовании внешних синтов калибруйте задержку вручную через настройку MIDI Delay в Ableton, чтобы синхронизация была точной.
  • Используйте интерфейсы с нулевой задержкой.

Партитура

Здесь, конечно, мы не имеем в виду классическую партитуру с нотами. Речь идет о коротком плане: порядок сцен, где вступать, какие эффекты использовать. С партитурой играть надежнее — это дополнительная страховка. Лучше всего для отображения партитуры подойдет планшет с большим экраном.

Эффекты в лайве

Посылы (Send):

  • Reverb — общий для синтов (поможет сделать звук менее плоским и подчеркнуть переходы через автоматизацию)
  • Delay — для вокала или отдельных акцентов
  • Looper — для создания петель при переходах

Insert FX:

  • Фильтры, дисторшн, грануляция — на отдельных треках

Рекомендация: не перегружайте. Лучше 1-2 основных эффекта и маппинг посыл / возврат для переходов и создания общего пространства.

Бонус: Max for Live — Performance Pack от Iftah

Performance Pack — набор из четырех Max for Live-девайсов, разработанных Iftah, специально для расширения возможностей лайв-выступлений в Ableton Live. Эти инструменты дают доступ к функциям, которых нет в стандартной версии Live, и делают перформанс более гибким.

Состав пакета:

  • Performer — модульный контроллер макросов, позволяющий создавать собственные панели с фейдерами, кнопками и кроссфейдерами для управления любыми параметрами в Live и внешним оборудованием. Удобен для продвинутого маппинга и работы с несколькими источниками модуляции.
  • Variations — устройство для сохранения и мгновенного вызова snapshots состояния всего проекта. Позволяет сохранять и переключать как полные конфигурации с плагинами и MIDI, так и отдельные элементы (например, только эффекты или аранжировку).
  • Arrangement Looper — инструмент для быстрой циклизации текущей позиции в Arrangement View. Позволяет задать до 4 пользовательских длин лупа, полезен для продления трека или временной импровизации.
  • Prearranger — устройство для предзаполнения клипов и создания структуры сета заранее. Автоматически вставляет записанный материал в заранее подготовленные слоты во время выступления — удобно для управления формой без постоянного взаимодействия с интерфейсом.

Performance Pack особенно полезен для тех, кто хочет больше контролировать структуру лайва и не полагаться только на запуск сцен. Он подходит как для сессионной работы, так и для выступлений в Arrangement View, где раньше управление было менее гибким.

Подборка сетапов под разный бюджет

Бюджетный (до 40к)

Цель: минимализм, стабильность, фокус на работе с stems и эффектами.

Оборудование:

Особенности:

  • Используются только стемы в Ableton
  • 2–5 дорожек: кик, бас, синт+перкуссия, FX
  • Пара глобальных эффектов на посылах
  • Маппинг: фильтр, ревер, дилей, громкость

Плюсы: максимально простой, лёгкий, учит контролировать структуру трека.

Минусы: мало взаимодействия в реальном времени.

Средний сегмент (до 80-120к)

Цель: контроль над группами, больше живого исполнения, подключение внешних синтов.

Оборудование:

  • Ноутбук с Ableton Live Standard
  • Контроллер: Novation Launchpad X (управление клипами), Launch Control XL MK2 (громкости, эффекты) или AKAI APC mini MK2 + X-TOUCH MINI
  • Звуковая карта: Focusrite Scarlett 4i4, Arturia MiniFuse 4
  • Один внешний синт или грувбокс (Korg Volca, Roland Boutique, Sonicware, Roland Aira)
  • MIDI-хаб или интерфейс
  • Наушники/мониторы
  • Возможно использование микрофона или сэмплов голоса

Особенности:

  • Стемы + несколько запущенных VST + один внешний инструмент
  • Использование эффектов как на посылах, так и в инсертах
  • Контроллеры управляют громкостью, фильтрами, переключением сцен, FX
  • Возможность манипулировать звуком вживую (например, с Torso T-1 или OXI One, OXI One MKII)

Плюсы: больше гибкости, возможность варьировать структуру вживую.

Минусы: нужно больше тестирования, выше риск ошибок.

Профессиональный сетап (150к +)

Цель: максимум взаимодействия в реальном времени, синты, секвенция, гибкий микс.

Оборудование:

Особенности:

  • Сочетание стемов, VST, синтов и секвенсоров
  • Все FX управляются вживую, часто автоматизируются
  • Патчи и Snapshots заранее подготовлены
  • Поддержка сложных структур: полиритмия, случайные вариации, манипуляция в реальном времени

Плюсы: максимум контроля, можно создавать треки прямо на сцене.

Минусы: сложность настройки, больше технических рисков.

Заключение

Первый лайв — не про «удивить», а про «сделать». Чем проще сетап, тем меньше вероятность ошибок, поэтому за основу сначала стоит взять стэмы. Позже к ним можно добавить больше взаимодействия, живых синтов, VST и нестандартных решений. Начинайте с простого и наращивайте по мере уверенности.

Ваш первый лайв должен быть прежде всего стабильным, чтобы вы сами получили удовольствие от процесса. Всё остальное придёт с практикой.