Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00Как сделать заказ?
Москва
×
Где вы находитесь?
  • Россия
Корзина: пуста
8 800 500-11-96 по России бесплатно
8 (495) 374-80-69 Москва

Краткий экскурс в историю: как синтезаторы озвучили современную музыку

Дата публикации: 30 января 2020

Synthesizers

Обыватели обычно связывают синтезаторы с поп-музыкой 80-х. Естественно, это не совсем так.

Синтезаторы оформили большое количество музыкальных жанров и и повлияли на сферу саундтреков для теле- и кинофильмов. Без синтезаторов современная музыка звучала бы совершенно по-иному.

Содержание

Начало

История синтезаторов уходит в 19-й век. Первым подобием электронного клавишного инструмента стал телармониум или динамофон — огромный электроорган, разработанный инженером Таддеусом Кэхилом в 1897 году.

Кроме обрывочных архивных данных о синтезаторе не осталось ничего, в том числе и записей звука самого инструмента. Для революции в мире музыкальных инструментов было еще слишком рано — по словам очевидцев концерта-демонстрации нового инструмента, телармониум давал невероятное количество помех, перегружал телефонные линии (с помощью которых он работал) и был крайне неудобен для игры. 

Следующая веха — 20-е годы и наш соотечественник Лев Термен со своим легендарным терменвоксом.  

Специфический тембр терменвокса позволил электрическому инструменту впервые попасть в мир кино — он использовался в саундтреках к фильмам Альфреда Хичкока «Завороженный» и «День, когда Земля остановилась» Роберта Уайза. А в поп-музыке терменвокс можно услышать у Beach Boys, в песне Good Vibrations.

Работа Дафны Орам и Делии Дербишир

Мир синтезаторов двигался вперед экспериментами со звуком и методами работы с ним. Одними из пионеров в этой области стала компания BBC и ее студия Radiophonic Workshop. Начиная с 1940-х годов, сооснователь студии Дафна Орам занималась синтезом новых звуков с помощью различных осцилляторов и монтажа полученного материала на пленке, а итоговые коллажи использовались в качестве подложек на теле- и радиовещании. Ранние эксперименты на Radiophonic Workshop полностью изменили подход к созданию аудио для ТВ, а авторский метод синтеза формы волны под названием Oramics System стал предтечей настоящих синтезаторов.

Математик и музыкант Делия Дербишир продолжила дело Орам на BBC, а широкую известность обрела как автор электронной версии темы к сериалу «Доктор Кто», которую регулярно перерабатывают и используют по сей день. Эксперименты этих двух женщин впервые познакомили Англию с электронной музыкой и проложили дорогу первым электронным артистам.

Синтезаторы и мейнстрим

Первым популярным альбомом с синтезаторами обычно считают релиз 1968 года Switched-On Bach Вэнди Карлос. До этого они оставались уделом артистов-экспериментаторов. Альбом состоит из произведений Иоганна Себастьяна Баха, сыгранных на Moog modular synthesizer и иллюстрирует возможности синтезаторов в создании музыки. С тех пор стало понятно, что синтезатор можно использовать в «настоящей» музыке.

Однако распространяться среди музыкантов синтезаторы стали уже в следующем десятилетии. Они стали основой и центром немецких электронщиков 1970-х в духе Kraftwerk и Tangerine Dream, открывших совершенно новый саунд. В 1974 году с помощью синтезаторов Kraftwerk на своем треке Autobahn воссоздали атмосферу поездки через Германию с пролетающими мимо пейзажами и автомобилями. В Англии в это же время Брайан Ино активно выпускал релизы с повсеместным применением Minimoog, впервые произведенного в 1970-м году.

В течение 1970-х электронные клавишные инструменты вошли в мейнстрим силами компаний Moog, Korg, Yamaha и многих других. Аналоговые синтезаторы захватили рынок музыкальных инструментов. В ту же эпоху Инженер Боб Муг и авангардный композитор Герберт Дойч создали первую модульную систему Moog Modular Synthesizer.

А вслед за порой смелых экспериментов наступила эпоха синтипоп-музыки, пик которой пришелся на конец 1970 - середину 1980-х годов. В этот период синтезаторами начали пользоваться даже Judas Priest. Артисты в духе Human League, Ultravox и Гари Ньюман смешивали футуристичный саунд с поп-припевами и возглавляли чарты по всему миру. Без ньювейв-движения сегодняшняя популярная музыка не звучала бы так ярко и смело. Влияние 80-х до сих пор можно услышать у команд La Roux, CHVRCHES, и даже на первых релизах Леди Гаги.

Синтезаторы повлияли не только на синтипоп. Их стали использовать артисты в разных жанрах — от прог-рока и соула до хип-хопа и грайма.

Например, Рик Уэйкман из Yes известен своей любовью к MiniMoog и иногда на концерте использовал до 30 синтезаторов; на альбоме Dark Side of the Moon группы Pink Floyd активно используется синтезатор EMS VCS3. Исключением не стал и гениальный соул-артист Стиви Уандер. Фанк вобрал в себя синтетические тембры Minimoog благодаря Джорджу Клинтону и его коллективам. А в засемплированных отрывках фанковых и диско-песен синтезаторы проникли в хип-хоп.

Уже в виде программных плагинов синтезаторы оформили стиль грайма: многие ранние релизы делались во FruityLoops с помощью штатных синтезаторов. Оттуда пошел и темп 140 bpm – темп по умолчанию во FruityLoops.

Синтезаторы и саундтреки

Синтезаторы и саундтреки

Через десятилетия после экспериментов на BBC Radiophonic Workshop мир музыки к фильмам и передачам уже не представить без синтезаторов. Уже на первом саундтреке к Star Trek можно услышать электрофон Мартено сборки конца 20-х годов, чей тембр часто путали с женским голосом. Все классические звуки можно услышать в саундтреках к «Рыцарю дорог», «Твин Пикс» и вдохновленным ретровейвом «Очень странным делам».

Большое кино тоже давно звучит голосами синтезаторов. В 70-80-е синтезаторы использовались повсеместно, достаточно вспомнить «Заводной апельсин» или «Апокалипсис наших дней». Из более современных примеров — работы композитора Клиффа Мартинеза к «Драйву» и «Солярису» (экранизация романа С. Лема от 2002 года), а также Трент Резнор и его саундтреки к «Социальной сети» и «Девушке с татуировкой дракона».

Наверное, не тот год

Синтезаторы и сейчас становятся причиной ярких музыкальных событий. Здесь и мода на модульные решения, и карманные синтезаторы, которые любят использовать синтвейв-артисты вроде Mitch Murder. 

Ну а самое интересное еще только должно произойти — на стыке музыки и IT-индустрии. Как когда-то в 40-50-х, все начинается с экспериментов. Естественно, не обходится и без маркетинга, когда с помощью модной аббревиатуры AI пользователям сбывают VST-инструменты. 

Но уже появляются первые концепции, которые в будущем могут вырасти во что-то интересное и используемое. На данный момент идеи в этой сфере вращаются вокруг рандомизации и использования сложных алгоритмов для производства музыкальных отрывков. 

Уже есть пример сервиса генерации джинглов для видео, что подойдет видеопродюсерам и поможет снизить издержки на продакшн.

А демонстрационная программа AI Duet когда-нибудь вырастет в интерактивный учебник по импровизации и фразировке. А то и заменит такого педагога.

Пока что опыты с машинами выглядят очень хрупко, но уже через десяток лет AI-сервисы разовьются в нечто такое же незаменимое и обязательное для музыканта, как и DAW-программы. А некоторые сервисы уже сейчас подходят для типовых задач, например мастеринга незатейливых хип-хоп-минусов.

В Google вовсе действует целое подразделение, которое пытается применить машинное обучение к генерации музыкального материала и звуков. Есть большая вероятность, что эти наработки через несколько лет встретятся в аппаратных синтезаторах.

Будем следить за событиями.