0

Корзина

Корзина все еще пуста

Чтобы выбрать подходящий товар, воспользуйтесь каталогом
Открыть каталог

Классика: Gleeman Pentaphonic

История музыкальных инструментов очень непредсказуема.

Например, рассказывая о синтезаторах и драм-машинах Roland, мы уже сталкивались с тем, что некоторые инструменты опережали свое время, а через некоторое время получали второе рождение вместе с новыми музыкальными стилями. Так случилось с моделями TB-303, TR-808 и TR-909. Однако далеко не все винтажные инструменты оценили по достоинству.

Одним из самых ярких примеров недооцененных инструментов стал крайне редкий полифонический синтезатор Gleeman Pentaphonic. Помимо выдающегося функционала, модель Pentaphonic Clear стала первым синтезатором, выпускаемым в прозрачном корпусе. Если бы Кай из сказки «Снежная королева» увлекался игрой на синтезаторе, то именно Gleeman Pentaphonic Clear стал бы его главным инструментом.

История

Gleeman Pentaphonic создан в 1981 году братьями Бобом и Элом Глиманами, музыкантом и инженером, соответственно. За время существования компании было выпущено около 50 устройств, небольшую часть которых (примерно 10-20 шт) выпустили в модифицированной версии в прозрачном корпусе.

Идейным вдохновителем тандема был Боб, который заявил о своем желании иметь полифонический синтезатор, подобный самому популярному на тот момент Prophet-5, но более компактный и портативный. Эл ранее занимался разработкой компьютерного оборудования и смог спроектировать синтезатор, опираясь на пожелания брата и общие знания о конструкциях синтезаторов.

Подход сработал и дал прекрасный результат в виде симпатичного компактного цифро-аналогового 5-голосного синтезатора Gleeman Pentaphonic. Новое устройство одновременно было близким и знакомым с классической субтрактивной архитектурой, но в то же время обладало особенными и уникальными чертами.

Синтезатор был оснащен фильтрами и усилителями Curtis, как и известные модели Prophet, ARP и Octave, с цифровыми осцилляторами и огибающими ADSR. В основе Pentaphonic находились очень современные на тот момент микропроцессоры Intel 80186, один отвечал за форму сигнала и амплитуду, а второй за работу клавиатуры и транспонирования.

Изначально братья Глиман планировали назвать свой синтезатор Minstrel (средневековое название профессионального музыканта), так как фамилия Gleeman на староанглийском языке как раз означала менестреля. Но в том же 1982 году компания Gray Laboratories выпустила еще один экзотический инструмент Basyn Minstrel, поэтому синтезатор Глиманов вышел в продажу как "Pentaphonic".

Те немногие, которым удалось поиграть и услышать Pentaphonic в действии отмечали его великолепное звучание трех осцилляторов, которое сравнивали с полифоническим гигантом MemoryMoog. Насыщенные пэды и бархатные струнные уверенно конкурировали с OB-Xa и Prophet-5.

Синтезатор Gleeman Pentaphonic выпускался всего пару лет, но за этот период модель успела получить несколько значимых обновлений. В более поздних моделях у джойстика появилась функция изменения высоты тона и модуляции (изначально было доступно только движение вправо и влево), была добавлена возможность записи и вызова патчей, а также была изменена работа переключателей "Octave High/Low" (переключатель OSC 1 транспонировал все три осциллятора).

Братья Глиман уделяли внимание не только внутренней технической составляющей, но и внешнему виду инструмента, и в 1982 году была выпущена специальная версия Pentaphonic Clear. Это был первый в истории серийный синтезатор с прозрачным корпусом.

Хотя компания Gleeman постоянно работала над улучшением недостатков Pentaphonic и даже планировали создать новую модель Octophonic с 8-голосами и 61 клавишей, чувствительной к нажатию, от разорения это не спасло. В начале 1980-х конкуренция со стороны недорогих японских синтезаторов была крайне высока: Korg выпустили PolySix, Roland - Juno 6 и 60, а Yamaha с DX7 окончательно переключили спрос с аналоговых синтезаторов в сторону цифровых.

Тем не менее, Gleeman Pentaphonic не остался без внимания и оставил свой небольшой след в истории синтезаторов.

Архитектура

Pentaphonic представлял собой компактный полифонический пятиголосный синтезатор с гибридной аналого-цифровой архитектурой. Использование осцилляторов с цифровым управлением совместно с аналоговыми фильтрами и усилением было вполне в тренде технологий используемых в синтезаторах начале 80-х годов, так как именно DCO позволили получить стабильность настройки, к которой стремились все синтезаторные инженеры с самых первых устройств.

Каждый голос Pentaphonic формировался тремя осцилляторами DCO, которые помимо стандартного набора волновых форм: синусоидальная, треугольная, пилообразная, три варианта с различной шириной импульса (50%, 12% и 3%, широтно-импульсная модуляция к сожалению отсутствовала), были дополнены двумя сложными формами COMP 1 и COMP 2. Эти два комплексных сигнала обладали гармонически богатыми колоколообразными обертонами с характерным FM-звучанием.

Каждый осциллятор был оснащен переключателем октавы High/Low, который позволяет настроить каждую секцию осциллятора на низкую или высокую октаву для расширения диапазона клавиатуры. Интересной особенностью Pentaphonic был переключатель Chorusing, который изменял частоту OSC 2 и OSC 3. В положении Slow осцилляторы 2 и 3 имели настройку +/- 0,39% от осциллятора 1, а в положении Fast - +/- 0,78%, что создавало медленные или быстрые биения осцилляторов соответственно.

Pentaphonic был оснащён четырехполюсным резонансным фильтром нижних частот и усилителем, каждый из которых имел собственную огибающую ADSR. Для модуляции использовался один LFO с треугольной формой волны и изменяемой частотой 0,1 Гц до 30 Гц, который мог быть направлен на высоту тона (Pitch), усиление (Gain) или частоту среза фильтра (Filter). В целом компоновка элементов была похожа на известные к тому времени MiniMoog или Prophet-5.

Самым заметным недостатком Pentaphonic стало отсутствие отслеживания клавиатуры фильтром, которое было невозможно реализовать из-за используемой схемы управления осцилляторов клавиатурой. В модели использовалась система параллельного порта с точкой входа для каждой клавиши, в то время как в большинстве полифонических синтезаторов использовалась система последовательного сканирования, разработанная компанией E-mu. Она обеспечивала очень быстрый и точный отклик клавиатуры.

Первые версии Pentaphonic не имели возможности сохранять и вызывать пресеты, но уже в 1982 году вышла обновленная версия, которая позволяла хранить в памяти и мгновенно вызывать до 100 пресетов (50 предустановленных и 50 программируемых пользователем). Управление пресетами происходило при помощи дисковых переключателей, тумблера Recall и кнопки Store. Под секцией пресетов, слева от клавиатуры располагался встроенный джойстик X/Y для управления высотой тона и модуляцией. Также следует упомянуть о удобном встроенном секвенсоре на 300 нот для записей в реальном времени. Секвенсор обладал уникальной функцией воспроизведения последовательности во время игры на клавиатуре.

Оригинальная модель также оснащалась небольшим динамиком, расположенным на задней части корпуса.

Абсолютно прозрачный синтезатор

Превосходное звучание — это не единственная особенность, которой Pentaphonic привлек внимание. В 1983 году компания Gleeman представила модель Pentaphonic Clear в прозрачном корпусе из лексана (высокопрочного поликарбонатного материала).

На создание этой модели братьев Глиман вдохновило несколько событий. Во-первых, это реклама Sequential Pro-One 1982 года. Такая модель Pro-One реально существовала, но была выпущена в единственном экземпляре специально для выставки.

А во-вторых, у Глиманов был заказ на специальную компактную модель для Кита Хильдебранта, который постоянно использовал Pentaphonic, но хотел получить больше портативности. Для этих целей синтезатор Кита был переделан в отдельный модуль с подключаемой клавиатурой, а корпус был сделан из прозрачного плексигласа. Внешний вид настолько понравился всем, кто видел это уникальное устройство, что было принято решение выпустить Pentaphonic в полностью прозрачном корпусе. Ручки параметров представляли собой прозрачные шарики с винтами в виде указателей внутри.

Модель Clear получила ряд модификаций, которые позволяли позиционировать ее, как более легкую и портативную версию. С точки зрения звукового тракта это был синтезатор, идентичный стандартной черной версии Pentaphonic. Но для того, чтобы его можно было носить на ремне, из корпуса были удалены динамик с усилителем и блок питания. Синтезатор подключался только одним кабелем к специальному блоку в котором находился разъем питания и аудиовыход — это позволяло сократить количество проводов, которые мешали музыканту передвигаться по сцене.

После прекращения производства Gleeman Pentaphonic фонд Audities Foundation выкупил оставшиеся на производстве детали и выпустил небольшое количество синтезаторов Pentaphonic Clear. Их модели отличались зелёными печатными платами.

Наследие Pentaphonic

Gleeman Pentaphonic — настолько редкий синтезатор, что даже сегодня не просто найти информацию о нем или видео с примерами его работы. Короткий период производства и крайне малое число выпущенных устройств не позволили завоевать большую известность в музыкальном сообществе. Но среди обладателей Pentaphonic можно встретить таких известных артистов как Martin Gore, Kevin Gilbert, Vincent Gallo, Oscar Peterson, Ralf Weber.

Те, кто серьезно интересуются синтезаторами и их историей, вероятно встречали этот крайне малоизвестный, но замечательный инструмент и знают о нем. Ким Бьёрн, автор известной серии книг о синтезаторах и электронных музыкальных инструментах, упоминает Gleeman Pentaphonic в книге SYNTH GEMS 1, как один из ключевых инструментов в истории синтезаторов.

Рекомендуемые аналоги

Вы недавно смотрели