Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Классика: Korg Polysix

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

09 декабря 2022

Классика: Korg Polysix

Содержание:

Korg Polysix был одним из первых доступных полифонических синтезаторов своего времени.

В конце 70-х синтезатор — серьезнейшее вложение денег. Мощные студийные машины Prophet 5 или Oberheim стоили от 4000$ — то есть больше 15 000$ на сегодняшние деньги. Polysix занял нишу профессиональных инструментов для тех, у кого не было корпоративного бюджета от звукозаписывающего лейбла и быстро стал набирать популярность. Хотя розничная цена того времени в 1000$ — тоже серьезные деньги, Polysix могли себе позволить уже довольно многие. И хотя мощности и функционал по сравнению с топовыми инструментами были скромнее, грамотная конфигурация и отличные пресеты давали работать с музыкой ничуть не менее эффективно. А наличие всего одного осциллятора в тракте компенсировали режим Unison, широтно-импульсная модуляция и встроенные эффекты хоруса, фазера и ансамбля, основанные на конструкции аналоговой линии задержки Bucket Brigade.

Основные особенности Polysix:

Классика: Korg Polysix

Конструкция

Polysix — шестиголосный программируемый полифонический аналоговый синтезатор. Отдельный модуль осциллятора для каждого из шести голосов обеспечивает независимую артикуляцию каждой ноты. Звук формируется цепью из осциллятора (VCO), фильтра (VCF), генератора огибающей (EG), усилителя (VCA), и низкочастотного генератора для различных целей модуляции (VCO, VCF и VCA). Осциллятор, фильтр и усилитель управляются напряжением. Хотя у Polysix всего один VCO на голос, блок хоруса позволяет сделать звучание объемным и богатым.

Дизайн был вполне в духе 80-х: черная алюминиевая панель с темно-синими блоками, которые разделяли секции элементов управления, белые надписи параметров и боковые панели из темного дерева. На момент создания инструмент считался компактным, а его вес в 11,5 кг — достаточно легким.

Классика: Korg Polysix

Секция VCO. VCO можно настраивать на 16′, 8′ и 4′. Обозначение диапазона в футах будет встречаться в винтажных синтах повсеместно — оно досталось синтезаторам от церковных органов, в которых звук производится с помощью труб разной высоты. Чем ниже нужна нота, тем больше требуется труба, и наоборот. Высота трубы, которая воспроизводит звук в первой октаве, равна 8′.

Соответственно, настройка ручки VCO на, 4′ и 16′ обеспечивает звук, идентичный нотной записи (т.е. «Ля» первой октавы = 440 Гц) в положении 8′, на одну октаву выше при 4′, и на октаву ниже при 16′.

Сам осциллятор дополнен сабосциллятором с прямоугольной формой волны, который можно установить на 1 или 2 октавы ниже. Так изначальному звуку можно придать дополнительную глубину.

Трехпозиционный переключатель позволяет выбрать пилообразную, переменную импульсную или модулированную импульсную формы. Регулятор ширины позволяет изменять ширину импульса от квадратной (50/50) до нулевой (0/100), что полезно, если планируется отключить VCO и использовать фильтр в режиме осциллятора при самоосцилляции (оно же — самовозбуждение) — когда фильтр активизируется от шума.

Модулированный импульс работает с отдельным LFO, а регулятор ширины импульса используется для управления количеством модуляции. Отдельная модуляция ширины импульса позволяет иметь медленную модуляцию ширины, но при этом сохранять нормальное вибрато. Это позволяет воссоздать эффект двух VCO, если тщательно их настроить. Но ширину импульса при помощи генератора огибающей модулировать нельзя — конструкция этого не предусматривает.

Секция фильтра. Polysix оснащен низкочастотным фильтром 24 дБ/окт с возможностью управления срезом и резонансом. Фильтр способен переходить в режим автоколебаний и в целом отличается теплым, пробивным и музыкальным звучанием. Также секция фильтра содержит регулятор интенсивности огибающей, которая может быть не только положительной, но и отрицательной, то есть инвертированной.

И еще один важный элемент для исполнения — управление трекингом клавиатуры. Параметр плавно регулируется от 0 до 150%, что позволяет фильтру реагировать на сыгранные ноты. Эта опция позволяет использовать фильтр в качестве второго генератора, а при определенной настройке фильтра и осциллятора можно получить убедительные звуки колокольчиков, а также реалистичные звуки органа.

Кстати, у современного синтезатора Korg Opsix в наборе фильтров есть тип фильтра Polysix.

Секция огибающей. Генератор огибающей имеет классическую четырехсегментную структуру ADSR с широким диапазоном времени атаки и спада. Сустейн плавно регулируется от 0 до 100%.

Секция LFO. Секция LFO у Polysix называется Modulation Generator (MG). Оснащена параметрами настройки частоты, задержки, уровня глубины модуляции и представляет собой волну треугольного типа. Разъем VCF vcM IN позволяет подключать любые внешние источники модуляции для фильтра. Ползунковый переключатель позволяет выбрать направление модуляции VCO, VCF или VCA.

Однако одновременная модуляция VCO и VCF/VCA возможна. Колесо модуляции слева от клавиатуры подключено к VCO для эффекта вибрато. Поэтому выбрав VCF или VCA и используя колесо модуляции, возможно одновременно модулировать два параметра.

Классика: Korg Polysix

Секция усилителя. VCA завершает путь формирования сигнала. Переключаемый аттенюатор от -10 до +10 дБ позволяет настроить уровни сохраняемых звуков и избежать резких изменений уровня при переключении патчей. Ползунковый переключатель позволяет выбрать, как будет формироваться VCA. Для этого используется огибающая ADSR или двухпозиционная гейтовая огибающая, как у органа.

Секция эффектов. Сформированный сигнал подается в секцию эффектов, которая работает в трех режимах. Единственный настраиваемый регулятор управляет скоростью эффекта в режимах хоруса и фейзера, или интенсивностью эффекта в режиме ансамбля. Эффект программируемый, поэтому его параметры сохраняются вместе с патчем.

Секция арпеджиатора. Арпеджиатор оснащен ползунками настройки перемещения (вверх, вниз, вверх/вниз), а также диапазона - по одной или двум октавам, а также по всему диапазону клавиатуры. Параметр Latch позволяет зафиксировать арпеджиатор, освободив при этом руки для изменения других параметров или игры на другом инструменте. Собственная настройка скорости арпеджиатора имеет диапазон от 0,2 до 20 Гц. На задней панели расположен вход Arpeggio Trig In для запуска арпеджиатора ритм-машиной, секвенсором или синхронизатором.

Режим назначения клавиш. Управление клавишами возможно в трех режимах:

  • Poly (для полифонического шестиголосного ввода)
  • Unison (помещает все шесть голосов под управление одной клавиши для создания лидов)
  • Chord Memory (позволяет играть аккорд или удерживать аккорд с последующим перемещением, используя только одну клавишу)

Кнопка HOLD позволяет удерживать ноты или аккорды неограниченное время.

Память. Память позволяет сохранять до 32 собственных звуков в 4 банках по 8 ячеек в каждом. Патчи из памяти могут быть экспортированы на кассету, а с кассеты — обратно в память устройства. Так библиотеку звуков можно расширять сколько угодно.

Классика: Korg Polysix

История создания

PolySix выпустили в 1981 году, за несколько месяцев до Roland Juno 6 и за год до программируемого Juno 60. Juno 6 и Juno 60 можно можно считать прямыми конкурентами PolySix.

У них была схожая архитектура, но Juno был оснащен осцилляторами с цифровым управлением DCO и дополнительным нерезонансным фильтром ВЧ. У Juno-6 при этом отсутствовала возможность сохранения пресетов, что делало его не таким привлекательным в сравнении с Polysix.

Изначально Polysix задумывался как более дешевая альтернатива дорогому тяжеловесу Sequential Prophet 5. Кроме цены у PolySix было еще одно преимущество: шесть голосов против пяти у Prophet 5.

Чтобы обеспечить богатое пробивное звучание, Korg приняли решение использовать в конструкции фильтра чип SSM2044. Аналогичная серия использовалась и в Prophet 5 (SSM2040).

Несмотря на сходство архитектуры с Roland Juno 6, синтезаторы сильно отличались по звуку Juno имел яркий, тонкий, прозрачный и немного резкий характер, определенно с японским звучанием. Звучание PolySix было мягким, но при этом более пробивным, что отсылало его к классическим американским Prophet или Oberheim.

Почему Polysix стал популярным:

  • Хорошо звучащие стандартные звуки (орган, струнные и духовые инструменты, электропианино и т. д.)
  • Полифония до шести голосов
  • 32 слота памяти
  • Простая настройка
  • Относительно скромная цена

Korg Polysix в деле

Синтезатор использовали и Tears for Fears в рамках нью-вейва, и Chvrches в контексте индитроники, и многие другие артисты.

Один из самых показательных примеров — известный американский хаус-продюсер Kerri Chandler и его танцевальный хит Bar A Thym. Здесь лид-партия создана при помощи Korg Polysix и пресета Brave Arp. Хотя все движение мелодии состоит из трех септаккордов, за счет детально настроенных параметров фильтра, огибающей, модуляции и использования режима Chord она звучит динамично, насыщенно и интересно.

Оригинал трека Kerri Chandler - Bar A Thym

Видео о том как можно создать звук Bar A Thym в Ableton при помощи плагина Polysix от Korg.

Кстати, знаменитый рифф культовой песни The Final Countdown (1986) группы Europe был написан Джоуи Темпестом в 1982 году как раз на Korg Polysix. Здесь же вскрылась и некоторая ограниченность компоновки устройства: для полноты звучания одного осциллятора на голос было недостаточно и в финальной записи песни использовали сразу два синтезатора Roland JX-8P и Yamaha TX816.

Современные аналоги

Если подбирать аналоги в рамках модельного ряда современных Korg, то самым близким к Polysix можно считать Korg Prologue-8. Конечно, у них есть значительные отличия: Prologue оснащен двумя аналоговыми осцилляторами, одним цифровым движком, полифонией на восемь голосов, совсем другим фильтром с крутизной 12 дБ/окт и намного более сложным трактом формирования сигнала. Но если представить Polysix в современных условиях, то Prologue-8 выглядит вполне логичным развитием модели.

Еще одной современной альтернативой Polysix может считаться Nymphes от Dreadbox. Nymphes по духу ближе к серии Juno от Roland. Но и сам Polysix в свое время был похож на своего прямого конкурента.

Еще одна альтернатива по праву семейного родства — Behringer MonoPoly. Это современная копия модели Korg MonoPoly, которая вышла вместе с Polysix. Интерфейс и манера работы будут очень похожи на Polysix/MonoPoly.

Кстати, еще в апреле прошлого года компания Behringer представила фото прототипа под названием Polyeight. По заявлению компании, модель представляет собой копию Polysix, но с расширенной до восьми голосов полифонией и рядом улучшений, отвечающих современным трендам. Как обычно ждем новостей и презентаций от Behringer.

Такие известные производители, как Moog и Oberheim, постоянно перезапускают производство своих классических моделей.

У этих плагинов есть бесплатные триал-периоды. Если вы намерены использовать в сетапе инструмент, подобный Polysix, рекомендуем опробовать плагин в своем проекте на стандартных пресетах. Также полезно будет выделить вечер, чтобы исследовать интерфейс и попробовать создать собственный патч с нуля.



Популярные статьи