Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Классика: Moog Minimoog

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

24 января 2023

Классика: Moog Minimoog

Содержание:

Behringer Model D В наличии

26 990

Добавить в корзинуВ корзину

Roland SE-02 В наличии

54 990

Добавить в корзинуВ корзину

Moog Subsequent 25 В наличии

143 200

Добавить в корзинуВ корзину

Moog Grandmother Dark В наличии

100 000

Добавить в корзинуВ корзину

Behringer Poly D В наличии

61 490

Добавить в корзинуВ корзину

Представление большинства людей о классическом аналоговом синтезаторе, скорее всего будет связано с инструментом с клавиатурой фортепианного типа, лицевой панелью со множеством ручек и с деревянными корпусом.

И это не случайно, ведь именно так выглядел первый в мире портативный аналоговый синтезатор, который разработала компания Moog. Инструмент получил название Minimoog.

Сущность и особенности

Model D — самый известный синтезатор в истории, а его элементы дизайна и уникальный звук стали стандартами в отрасли. До Minimoog все было иначе, и того, что сегодня мы считаем само собой разумеющимся, просто не существовало. Инженеры Moog создавали формат компактного синтезатора с нуля, экспериментируя, совершая ошибки и решая множество проблем.

Схема Minimoog, которую мы знаем сегодня, отлично иллюстрирует сигнальный тракт синтезатора. Инструмент оборудован тремя осцилляторами, каждый с собственным диапазоном (в пределах октавы). Второй и третий осцилляторы можно настроить в интервал до семи полутонов относительно эталонного первого. Каждый осциллятор работает с шестью волноформами: треугольной, смешанной треугольной / пилообразной, восходящей пилообразной, прямоугольной и двумя разновидностями импульсной волны. Третий осциллятор воспроизводит нисходящую пилообразную форму волны и может быть отключен от контроля высоты тона клавиатуры, чтобы использоваться в качестве LFO.

Это позволяло комбинировать волны различными способами и создавать уникальные тембры. Все три осциллятора, генератор белого/розового шума и источник внешнего сигнала поступают в секцию микшера. Входной сигнал высокого уровня позволяет перегружать фильтр и VCA, создавая богатый и теплый овердрайв. Суммированный аудиосигнал подается на фирменный лестничный НЧ-фильтр 24 дБ/окт, ставший одной из визитных карточек Moog.

Кстати, название «лестничный» фильтр получил из-за изображения транзисторов на схеме в виде лестницы.

Классика: Moog Minimoog

Секция модификаторов объединяет огибающие громкости и фильтра. Параметры этапов Attack, Decay и Sustain можно установить при помощи соответствующих ручек. Самый первый раздел Controllers объединяет параметры Glide, Tune для настройки общей тональности и Modulation Mix для выбора источника модуляции шума или третьего осциллятора.

Расположенная ниже лицевой панели клавиатура на 44 клавиши дополнена колесами высоты тона и модуляции, а также переключателями Glide и Decay. Основной выход объединяет два разъема Low и High, а также оснащен регулятором уровня и кнопкой отключения сигнала. Также на передней панели расположен выход для наушников с собственным регулятором уровня.

Наличие нескольких выходов позволяли один из них подключить ко внешнему входу и получить приятно перегруженный сигнал. Этим приемом многие исполнители пользуются и сегодня.

Такая архитектура стала эталонной и знакома каждому музыканту, который давно работает с синтезаторами. Еще одна особенность — встроенный генератор тона A-440, который позволяет вручную настраивать генераторы. Единственный явный недостаток оригинальной схемы — отсутствие памяти пресетов, поэтому музыкантам приходилось их запоминать или подробно записывать необходимые настройки звуков.

История создания

С момента создания первой модели самого известного в мире синтезатора прошло уже больше 50 лет. Сегодня архитектура Minimoog кажется очень простой, но в свое время произвела революционные изменения в проектировании электронных инструментов. До создания первого компактного синтезатора компания Moog производила большие модульные системы на заказ, и Minimoog стал первым инструментом, появившимся в продаже в музыкальных магазинах по всему миру.

Название Minimoog Model D появилось не случайно, и этому есть логичное объяснение. В процессе создания модель прошла несколько этапов прототипов — A, B и C, и именно модель под названием D решили отдать в серийное производство.

Model A. Концепция портативного синтезатора появилась еще в 1969 году, когда инженеру Moog Биллу Хемсату поручили демонстрировать сложные модульные системы Moog потенциальным покупателям. Чтобы упростить задачу, Хемсат разработал небольшое устройство с базовым набором модулей, предварительно соединенных между собой. Для этого он поместил в один деревянный корпус несколько модулей серии 900, которые нашел в помещении компании под названием synthesizer graveyard, куда отправлялись ненужные или испорченные запчасти. Устройство состояло из двух заранее соединенных VCO, проходящих через фильтр, VCA с парой огибающих и модуляцией, а также клавиатурой на три октавы. Осцилляторы воспроизводили четыре формы волны каждый (синусоидальная, треугольная, пилообразная и импульсная с регулируемой шириной импульса).

У каждого осциллятора можно было регулировать диапазон и расстраивать сигнал. Прототип получил название Min A. Синтезатор был позаимствован Дэвидом Борденом для использования на сцене с ранним концертным электронным ансамблем Mother Mallard's Portable Masterpiece Company.

Интересно, что поначалу сам Роберт Муг не увидел ценности такого инструмента и не проявил к нему интереса, но позволил продолжать эксперименты в этом направлении.

Model B. Хемсат продолжил работу над прототипом в команде с инженерами Джимом Скоттом и Чадом Хантем. Новая версия получила название Min B, монтировалась в красивый корпус из орехового дерева и была оборудована 42-нотной клавиатурой (три октавы плюс кварта от C до F).

Во втором прототипе было уже три осциллятора с теми же элементами управления. Воспроизводились синусоидальная, треугольная, восходящая пилообразная и импульсная формы волны. Первый осциллятор можно было отключить от слежения за высотой тона клавиатуры и использовать как LFO. Огибающие фильтра и громкости представляли четырехэтапные кривые ADSR (этапы обозначались как Rise, Fall 1, Sustain, Fall 2). Это был первый Minimoog, который использовали в туре — его применял авангардный джазовый исполнитель Sun Ra. Еще один прототип Model B использовали джазовый пианист Дик Хайман (Dick Hyman) на сцене в совместном проекте с трубачом Чаком Манжионе (Chuck Mangione).

Роберт Муг предложил дополнить модель крышкой с ручкой, что позволяло комфортно переносить инструмент. Такое решение явно говорило о планах на сбыт Minimoog в качестве портативного решения.

Model C. Следующий прототип Model C был максимально близок к окончательной модели. К разработке на этот раз подключился сам Роберт Муг. У Model C появилась наклонная передняя панель (идея Роберта), а последовательность секций формирования сигнала стала такой, как в будущем Model D. Клавиатура была оборудована 44 клавишами. Огибающие сократили до трех этапов (ADS). Появились и знакомые переключатели. Вместо колес высоты тона и модуляции использовались ползунки.

Model D. В 1970 году компания R.A. Moog столкнулась с кризисом из-за падения спроса и отказов звукозаписывающих компаний от предзаказанных ранее модульных систем. Пока сам Муг искал инвесторов, команда инженеров без одобрения руководителя продолжила разработку Minimoog, которая закончилась созданием Model D. Несмотря на первоначальное недовольство действиями своей команды, Роберт Муг осознал достоинства модели и в итоге поддержал идею. Конструкция претерпела изменения: Хемсат сконструировал специальную пару колес высоты тона и модуляции для клавиатуры. Впоследствии эти контроллеры войдут в конструкцию практически всех клавишных синтезаторов. Первая серийная модель Minimoog под номером 1001 была отправлена композитору и звукоинженеру Уолтеру Сиру (Walter Sear) 19 ноября 1970 года.

Роберт Муг и его команда полагали продать около 100 штук. Но синтезатор стал настолько популярным, что до момента снятия с производства в 1981 году было продано 12 000 единиц, и дизайн при этом практически не менялся.

У Model D было несколько вариаций. Эти версии различаются по маркировкам логотипа над клавиатурой. Самая первая партия Minimoog, выпущенная в 1971 году в количестве нескольких десятков, имела маркировку R.A. Moog (Robert Arthur Moog).

Короткий период в 1972 году, во время объединения с компанией muSonics, небольшое количество Minimoog имели маркировку Moog muSonics.

А с 1972 по 1981 годы, сменив название на Moog Music, Inc. Minimoog выходил с соответствующей маркировкой, которая присутствует на большей части синтезаторов.

Те, кому удалось послушать все версии утверждают, что между Moog muSonics и Moog Music, Inc. нет никакой разницы, но принято считать, что оригинальные модели, произведенные в период R.A. Moog, имеют особенно теплый звук.

Особенности Minimoog, которые сделали его уникальным и самым известным синтезатором всех времен:

  • Первый в мире аналоговый портативный синтезатор.
  • Moog мог заменить гитару в качестве солирующего инструмента и бас-гитару в качестве основы в нижнем регистре.
  • Первый синтезатор со встроенной клавиатурой фортепианного типа.
  • Колесо высоты тона, созданное инженерами Moog, позволило расширить тональные возможности и выразительность монофонического инструмента.
  • Проблемы со стабилизацией питания так и не позволили трем генераторам оставаться в фазе. Но именно этот недочет и поспособствовал созданию богатого и теплого звука Minimoog.
  • Ошибка Джима Скотта при проектировании лестничного фильтра, а именно слишком высокий уровень, привела к знаменитому фирменному звуку фильтра Minimoog.

Сочетание новаторства, профессионализма, понимания запросов музыкантов и некоторых пропущенных недочетов позволило компании Moog создать востребованный инструмент с разнообразным и выразительным диапазоном тембров.

Музыкальная карьера Minimoog

Первый, кто использовал Minimoog, а точнее прототип Min B, на большой сцене был авангардный джазовый исполнитель Sun Ra. Портативность синтезатора позволила артисту брать его с собой в туры. Sun Ra также был первым артистом, использовавшим Minimoog для записи альбома My Brother The Wind 1970 года. Правда, судя по всему, исполнитель как-то модифицировал синтезатор или каким-то образом повредил, так как по словам его звукоинженеров, он издавал такие звуки на которые не был рассчитан.

Последовав примеру Sun Ra, такие исполнители, как Чик Кориа и Херби Хэнкок тоже дополнили свой арсенал синтезаторами Minimoog. Хэнкок даже сконструировал специальную систему, которая позволяла ему одновременно управлять двумя Minimoog и Arp 2600. Рок-артисты также заметили потенциал нового инструмента и интегрировали его в свои сетапы. Одним из первых его начал использовать клавишник Рик Уэйкман из прогрессив-группы Yes.

Minimoog легко позволял ему исполнять соло с бендами, применяя колесо высоты тона. Уэйкман использовал одновременно до пяти Minimoog, настраивая каждый на разные тембры. Кит Эмерсон из Emerson, Lake and Palmer также использовал несколько синтезаторов вместе с прочими клавишными инструментами. На протяжении всего альбома Songs In The Key Of Life Стиви Уандера также можно услышать фирменное звучание Minimoog. А Боб Марли использовал Minimoog во время первого выступления группы в Великобритании на BBC.

Особая привлекательность синтезатора Minimoog состояла в его многожанровости. Пионеры электронной музыки Kraftwerk никак не могли обойти стороной такой инструмент. Они использовали Minimoog в своих известных альбомах Autobahn и The Man-Machine.

Один из лидеров нью-вейв движения Гэри Ньюман тоже был большим поклонником Minimoog. Синтезатор полностью изменил его саунд, развернув от пост-панка в сторону более электронного и прогрессивного звучания.

Самый продаваемый альбом всех времен Thriller Майкла Джексона не был бы таким, каким мы его знаем, без Minimoog. Басовые партии Thriller и Beat It появились именно благодаря мощному и напористому звучанию Minimoog. Легенды хип-хопа Biggie Smalls и Dr. Dre, использовали Minimoog при создании битов. И даже спустя 20 лет после прекращения выпуска Minimoog, Beastie Boys использовали его при создании своей музыки. Наследие аналогового звучания Minimoog повлияло и на формирование современной электронной музыки, включая хаус и техно.

Minimoog и его наследие

Первая версия синтезатора Minimoog Model D выпускалась с 1970 по 1981 годы. К 1981 году компания столкнулась с финансовыми проблемами, и Роберт Муг был вынужден продать ее. За это время было произведено более 12 000 синтезаторов. Однако история модели на этом не закончилась.

В 1998 году была первая попытка выпуска обновленного Moog Minimoog 204E ограниченным тиражом. К возможностям оригинального Model D добавили широтно-импульсную модуляцию и MIDI-интерфейс. В 2002 году Роберт Муг смог выкупить компанию и права на название Moog обратно. В том же году вышел Moog Voyager, продолжение проекта Minimoog, спроектированный основателем компании. Модель включала в себя практически все функции оригинальной Model D. Moog Voyager выпускался до 2015 года, за это время было произведено около 14 000 единиц.

Спустя 35 лет после окончания выпуска оригинальной модели, в 2016 году компания Moog возобновила выпуск Model D ограниченным тиражом. Новая версия полностью повторяла архитектуру оригинальной модели и была дополнена MIDI-интерфейсом, CV/Gate-разъемами, отдельным аналоговым LFO, новой клавиатурой с поддержкой velocity и aftertouch, а также заново откалиброванным колесом высоты тона. Выпуск прекратили в 2017 году.

В 2022 году компания снова возобновила выпуск Model D, в точности повторяющей тракт оригинальной модели, включая нововведения 2016 года и некоторые незначительные доработки схемы.

Фирменный теплый звук и пробивная атака даже сегодня сохраняют за Minimoog статус классического монофонического аналогового синтезатора с эталонным звучанием. Многие современные исполнители, например Кевин Паркер из Tame Impala, Том Йорк и Трент Резнор по-прежнему используют его в своем творчестве. И это как нельзя лучше показывает актуальность наследия, созданного великим инженером Робертом Мугом.

Современные аналоги

Учитывая популярность, успех и дефицитность Model D, многие производители аналоговых синтезаторов попытались повторить архитектуру и характер звучания знаменитого синтезатора.

Behringer Model D. Компания Behringer в точности скопировала схему оригинальной модели, поместив ее в компактный корпус без клавиатуры, но совместимый с Eurorack-форматом. При этом синтезатор получил новые функции: отдельный LFO, фильтр с НЧ- и ВЧ-режимами, USB-MIDI интерфейс для взаимодействия с компьютером, MIDI-интерфейс для управления с внешних секвенсоров или клавиатур, а также CV/Gate разъемы для интеграции в Eurorack-системы.

Roland SE-02. Единственный аналоговый синтезатор серии Boutique от Roland, созданный совместно с компанией Studio Electronics, которая известна своим моделями MidiMini и SE-1X, созданными на основе Minimoog. Помимо аналогичной архитектуры сигнального тракта, SE-02 оборудован секцией кросс-модуляции, продвинутым LFO с девятью волновыми формами, 16-шаговым секвенсором, памятью на 384 заводских и 128 пользовательских пресетов и встроенным эффектом дилея.

Moog Subsequent 25 и Moog Grandmother Dark. Самые близкие современные альтернативы от самой компании Moog. Обе модели оборудованы двумя осцилляторами и воспроизводят фирменный звук.

Behringer Poly D. Полифонический четырехголосный аналоговый синтезатор с четырьмя осцилляторами. Подойдет тем, кто хочет представить, как бы мог звучать полифонический Minimoog. Схема сигнального тракта и внешний вид явно отсылают к Minimoog Model D. Poly D оснащен лестничным фильтром, отдельным LFO, секциями дисторшна и хоруса, встроенным секвенсором, и работает в режимах Mono и Unison.

VST-плагины

Хотя настоящий инструмент такого уровня тяжело заменить программой, получить достаточно убедительный звук и использовать его на практике в своих аранжировках можно и с помощью плагинов.

Эти виртуальные инструменты работают достаточно убедительно, чтобы их можно было смело использовать в своих проектах:



Популярные статьи