Черная пятница
Как сделать заказ? Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты

Основы саунда барабанов 70-х

Анонс

Автор

Тестовый автор

Описание

16 сентября 2020

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

Основы саунда барабанов 70-х

1970-е – это время расцвета рока, диско, фанка и соула. Эти направления были основой поп-музыки того времени и благодаря им оформился звук нынешнего хип-хопа, электроники и хитов 1990-2000-х. Накопленный за семидесятые музыкальный материал до сих пор используют как источник для семплов и эталон аранжировки и сведения. А одна из основ поп-музыки — это саунд и партии барабанов. 

Мы попробуем осветить главные элементы, из которых состоит звук ударных в поп-музыке 1970-х, и расскажем про доступные способы этого звука достичь. Речь пойдет о том, как всего этого добиться на живой установке в настоящем помещении – но указанные приемы можно будет применить и в VST-среде, если на этапе демо вам нужно будет показать, в каком ключе должна быть партия барабанов.

Содержание:

Технологии

Первое, что характерно для поп-музыки 70-х в целом — это массовый переход в стерео. Тогда начало развиваться FM-вещание, подразумевающее стереоформат, бытовое оборудование для прослушивания музыки стало компактнее и дешевле, и тогда же начало появляться качественное аудио для автомобилей. В это же время появился и метод записи Quadrophonic / 4.0 – предшественник Surround Audio. Объемное аудио на тот момент не оказалось таким же востребованным, как формат 5.1 в 90-е, но и для него студии сделали множество записей.

Что касается барабанов, то для поп-музыки и фанка 70-х в целом характерен собранный, сухой и стаккатный звук.

Во-первых, в то время существовала мода на томы без нижних пластиков. Это позволяло убрать сустейн и обертона. Хороший пример инструмента — винтажный Ludwig Octaplus, который в то время производили вовсе без лагов под нижние пластики:

Примеру Ludwig последовали Slingerland и другие производители, начавшие выпуск подобных томов под маркировкой concert toms. 

Бас-барабаны, которые использовались в то время, часто обладали меньшей глубиной: например студийная легенда Хэл Блейн, записавший за свою студийную карьеру около 6 000 синглов, часто использовал бочки 22″ x 14″. 

Пластики чаще всего (и в рок-, и в поп/фанк-контексте) использовались однослойные (прозрачные или с напылением) или с точкой (dot). Поскольку в нашем контексте важно не давать прорываться излишнему объему, хорошая альтернатива — Hydraulic-пластики из трех слоев: слой пластика — промасленный слой — еще один слой пластика. Это дополнительно укорачивает сустейн и выделяет нижние обертона.

Тарелки звучали довольно низко и полно. Современные серии, которые подойдут для подобного сеттинга — Zildjian A, Zildjian K, Paiste 2002, Sabian AA, Meinl Byzance.

Рок, напротив, отличался полетностью и массивностью. Именно благодаря Led Zeppelin, Vanilla Fudge, Deep Purple, Cream, Blue Cheer и прочим появилась мода на барабаны большого диаметра, незаглушенные бочки, огромные тарелки с долгим сустейном и тяжелые палочки.

Если пластики и тарелки в принципе остаются теми же (тарелки стоит взять большего диаметра, но серии в духе Paiste 2002 или Zildjian K подойдут), то маломензурные барабаны без нижних пластиков в таком контексте не прозвучат. Свободный долгий звук требует больших голосов без глушения.

Сетапы

Попробуем разобрать две вариации барабанов того времени — с закрытым и более открытым звуком. Эти две вариации, конечно, не смогут вместить в себя разнообразие стилей настройки и записи ударных на альбомах того времени. Но их можно использовать в качестве отправных точек для своих экспериментов, а также в качестве иллюстрации самых базовых элементов, из которых состоял саунд 70-х.

Закрытый звук

Бас-барабан

Резонаторный пластик здесь не играет значимой роли — его можно либо убрать, либо прорезать в нем широкое отверстие. Важно сильно заглушить барабан. Для этого подойдет подушка или специальная сурдина. Подушка должна касаться ударного пластика.

Бас-барабан

Микрофон лучше расположить близко к ударному пластику, на несколько дюймов в сторону от центра пластика, и желательно в сторону от малого барабана, чтобы минимизировать блидинг. Имейте в виду, что чем ближе микрофон к колотушке, тем больше он будет снимать звуки самой педали.

Пример микрофонов: Electro Voice RE-20, AKG D12 VR

Верхний пластик малого барабана

Самый простой и эффективный способ заглушить передний пластик — просто положить на него кошелек. Кроме того, что вы получите глухой и короткий звук, кошелек поможет контролировать амплитуду и не играть слишком громко. Другой простой вариант — вафельное полотенце. Но учитывайте, что в этом случае далеко не все фразы на малом барабане будет удобно играть — поверхность полотенца совсем не похожа на пластик и, скажем, баззроллы будет играть проблематично. Менее радикальный вариант заглушки — мунгель. В этом случае вы можете варьировать, как сильно глушить инструмент, а играть ничего не мешает.

Верхний пластик малого барабана

Микрофон направьте к центру барабана, от обода отступ должен составлять около одного дюйма. На расположение микрофона для малого барабана нужно обратить самое пристальное внимание — незначительные изменения здесь могут очень сильно повлиять на итоговую запись установки в целом. 

Пример микрофона: Shure SM57-LCE

Нижний пластик малого барабана 

Для полноты картины нужно снять звук резонаторного пластика и струн. 

Нижний пластик малого барабана

Не забудьте срезать низкие частоты, чтобы снизить блидинг от бас-барабана, и направить микрофон в сторону от него. Снизу малый барабан можно обернуть одеялом или плотным чехлом — это простой и недорогой способ значительно убрать блидинг от других голосов ударной установки.

Пример микрофона: Shure SM57-LCE

Томы

Для 70-х очень характерно раздельное, артикулированное, очень близкое к слушателю звучание томов. Чтобы этого добиться, микрофоны часто располагали внутри томов, направив к центру ударного пластика. Это позволяет снять непосредственно атаку, щелчок, исключает вероятность задеть микрофон палочкой и позволяет в значительной мере изолировать снимаемый сигнал. Что касается настройки, зачастую достаточно было равномерно и не слишком высоко настроить пластики — навесные томы, как и остальные голоса, нужно будет заглушить. Тейп, мунгель или изолента + салфетки подойдут в качестве сурдины.

Томы

У напольных томов чаще всего был нижний пластик, а в миксе существовал определенный смысл оставить более объемный саунд. Тем не менее, напольный том тоже нужно довольно сильно заглушить.

Пример микрофона: Sennheiser MD 421-II

Оверхеды

Типичная расстановка оверхедов — XY. Опционально можно установить еще один микрофон специально для хэта.

Оверхеды

Главное — не ставить микрофон перпендикулярно, иначе воздух от открытия/закрытия будет проникать в дубль. Идеальная начальная позиция — к середине плоскости верхней тарелки.

Пример микрофона: Shure SM81

Ваша цель — получить собранный и теплый саунд без обильных обертонов. Соответственно этой цели выставляйте все параметры на постобработке.

Помимо сдержанного и стаккатного звука, еще одна особенность — панорамированные томы. Самый нижний напольный том по панораме должен быть установлен слева. Это нужно потому, что в 70-е многие звукорежиссеры сводили барабаны «от слушателя».

Классический звук малого барабана того времени получить относительно просто. Главное — настроить фазу обоих микрофонов и выставить порог нойзгейта нижнего микрофона так, чтобы сустейн не был слишком долгим.

Стабильность и динамическое единообразие миксу барабанов обеспечит компрессор/лимитер. Его стоит накладывать на сумму всех сигналов, записанных с установки. Сильным компрессированием в то время предпочитали не пользоваться, поэтому ratio лучше выставить примерно на уровне 1.5:2.

Открытый звук

Альтернатива поп-традиции. Классические примеры открытого свободного звука 1970-х — Джинджер Бейкер и Джон Бонэм (Cream и Led Zeppelin). Их саунд строится на других принципах, нежели соул-записи: звук очень широкий, открытый, заполняющий все пространство.

Чтобы приблизиться к подобному саунду, потребуется внести изменения в сетап.

Во-первых, не нужно глушить бочку. На барабаны большого диаметра со стандартных 22” пересаживаться не обязательно — учтите, что тогда вам придется корректировать технику правой ноги, а студийное время слишком ценно, чтобы тратить его на подобные вещи. Ударный и резонаторный пластики нужно настроить относительно высоко — натяжение должно быть средним. Отверстие в переднем пластике делать не нужно. 

Томы и малый барабан стоит настроить на самую низкую стройно звучащую ноту. Глушение должно быть минимальным — не более одного-двух мунгелей на пластик. Варианты настройки томов могут быть разными, но начать стоит с унисона верхнего и нижнего пластика друг к другу. Так вы получите чистый и очень долгий тон. Микрофоны в данном случае будут располагаться над верхними пластиками, на расстоянии примерно 1”.

Бас-барабан снимать нужно будет двумя микрофонами: один будет отвечать за «тело», другой — за непосредственно атаку и щелчок. Как образец — связка Neumann U47 FET для нижнего регистра и Electro Voice RE 20 для съема атаки.

Оверхеды в этом случае лучше расположить разнесенной парой (A/B), при этом левый и правый микрофон лучше располагать на одинаковом расстоянии от малого барабана

Помимо оверхедов, потребуется снять и звук комнаты. Для этого нужна пара микрофонов. В случае с Бонэмом часто использовались Beyer M160. Главное — найти оптимальную локацию.

Естественно, объемный звук не достигается только на этапе трекинга. Потребуется и соответствующий пульт. Поскольку аналоговая консоль профессионального уровня — это очень дорого, поэтому подойдет качественная замена в виде плагина. Например, UAD имеют в продуктовой линейке плагин Helios, который тщательно имитирует транзисторы одноименной консоли. 

Еще один важный момент состоит в том, что прилично звучащий микс нужно получить еще до этапа работы с реверберацией и звука помещения. И не забывайте о самом главном — хорошем исполнителе, без которого добиться всего этого будет очень тяжело.