Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Полиритмия

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

07 июля 2022

Полиритмия

Содержание:

Полиритмия — это когда в музыкальной фразе используют два и более ритмических рисунка некратных длительностей в рамках одного музыкального размера.

Полиритмические фразы в контексте ансамбля возможны для любых инструментов, хотя первая ассоциация, очевидно — ударные.

Построение полиритмических фраз может создать в треке чувство столкновения, напряжения или противостояния нескольких голосов. А в контексте танцевальной музыки полиритмия одновременно делает трек вариативным и интересным, но не прерывает движения.

Полиритмы записывается в виде пропорции X:Y, где X обозначает контр-пульсацию, а Y — пульсацию базовую. Например: если у нас соотношение 3:2, то за один промежуток времени один голос успеет воспроизвести три ноты, а другой голос — две.

Полиритмия

Чтобы в будущем не запутаться, коснемся и смежных с полиметрией понятий — кросс-ритма и полиметрии.

Под кросс-ритмом понимают ту форму полиритмии, когда ритмический конфликт — это основа всего музыкального произведения. Конфликт достигается за счет того, что сильные доли и основные акценты противостоящих фраз не совпадают. Такое можно услышать в африканской церемониальной музыке.

Полиметрия — тоже родственный полиритмам концепт, но здесь сочетаются партии с разным размером. Длительности при этом могут использовать кратные или вовсе одни и те же.

Обозначаться полиметрия может также через X:Y. Например, обозначение 5:4 показывает, что одна партия играется в размере 5/4, а другая в 4/4. Через несколько тактов цикл повторится и первые доли партий сойдутся снова.

Полиритмия

Самый иллюстративный пример полиметрии — песня Kashmir от Led Zeppelin, в котором Джон Бонэм играет на барабанах в размере 4/4, а гитарный рифф Джимми Пейджа в 3/4. Напряжение создается только за счет того, что размеры партий разные, никаких конфликтов длительностей нет.

Наглядный пример, который поможет не путать полиритмию и полиметрию, на примере использования секвенсора Arturia Beatstep Pro:

Как их освоить

Чтобы прочувствовать полиритмы и свободно использовать их во время сочинения своих треков, придется научиться воспроизводить их самостоятельно — побыть некоторое время перкуссионистом. Просто набить полиритмы в пианоролле вашей DAW будет мало, нужно научиться делать полиритмы руками.

Для этого рекомендуем использовать виджет — визуализатор полиритмов. Он позволяет прослушать и простучать любое сочетание пульсаций. Хинт: поверхности, по которым вы выстукиваете два ритма, должны сильно отличаться по высоте звука. Так будет проще научиться различать и запоминать ритмы. И не гонитесь за скоростью — чем медленнее выставленный для занятий темп, тем лучше.

Примеры полиритмии:

  • 3:2 - один из самых простых и распространенных вариантов, известный как гемиола. Ритм из трех нот над ритмическим паттерном из двух нот, как правило включает триоли над четвертными или восьмыми нотами.

  • 3:4, ритм из трех нот над ритмом из четырех.
  • 4:3, полиритм, обратный 3:4, представляет четырехтактный ритм, наложенный на трехнотную пульсацию.

Полиритмия

  • 4:5, полиритм из четырех шестнадцатых нот в пятидольной пульсации.

Полиритмия

Самое интересное здесь в том, что две отдельные пульсации в какой-то момент вы начнете воспринимать как единую фразу со своим грувом. Само по себе это заставит совершенно иначе чувствовать и воспринимать движение в музыке и то, как во времени отдельные фразы взаимодействуют друг с другом.

После этого пора запускать DAW и пробовать сочинять первые фразы. Сетка в секвенсоре гибкая, поэтому программировать полиритмические фразы будет удобно, особенно когда вы понимаете, как пульсации должны звучать. Пианоролл еще и хорош тем, что точно покажет порядок долей и расстояние между ними.

А если вы хотите пойти дальше и научиться делать ритмически сложную музыку, рекомендуем обратиться к учебнику джазового барабанщика Питера Магадини. Это самое подробное руководство по полиритмическим структурам. Заниматься по этой книге придется долго, и потребуется некоторое умение читать ноты, но итоговый результат точно будет стоить того.

Ну а тем, кто готов погрузиться в эзотерику, стоит посмотреть этот ролик, после которого и аккорды с мелодией начнут восприниматься совершенно с другой точки зрения:

Что послушать

Полиритмы возникли из аутентичных музыкальных культур Западной Африки и Индии.

У европейцев первые попытки использовать полиритмы появляются в многоголосном пении XII-XIII веков.

Контрастирующими ритмами любили пользоваться академические композиторы, от Бетховена до Стравинского. А уже в середине XX веке полиритмы стали одним из частых приемов у композиторов-минималистов, например у Стива Райха и Филиппа Гласса. Пример фортепианной пьесы с пульсацией 3:2:

Без полиритмии невозможно представить и джаз, особенно в его изощренных формах. Обратите внимание на работу барабанщика Элвина Джонса, особенно во время аккомпанемента:

Полиритмы — еще и неотъемлемая часть поп-музыки в самом широком смысле.

Прогрессив и джент

Танцевальная электроника (во втором видео за полиритмию отвечают наложения перкуссии)

Трип-хоп (обратите внимание на воббл-бас)

И, наконец, одна из вершин нашего времени: Четвертая симфония американского композитора Чарльза Айвза, для которого полиритмы и политональности были главным творческим методом.

О чем не надо забывать

  • Начинать с простого и не торопиться. Не нужно сразу переходить к пульсации 7:11, пока вы не прочувствовали 3:2.
  • Всегда пользоваться метрономом и считать вслух. Это позволит понять движение долей относительно метра.
  • Записывать пульсации в DAW. Так вы запомните пульсации быстрее.
  • Слушать разнохарактерную и ритмически богатую музыку. Вы поймете, для чего пользоваться полиритмами.


Популярные статьи

Статьи

Все