Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Руководство по гитарным педалям для новичков

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

18 апреля 2023

Руководство по гитарным педалям

Содержание:

Со времени своего массового распространения в 60-е годы мир гитарных педалей разросся до огромных размеров и даже перестал принадлежать исключительно гитаристам.

В этом материале мы расскажем об основных эффектах и поможем разобраться в азах гитарных эффектов. В статье намеренно использован максимально простой для понимания язык, без излишнего использования технических терминов и описания тонкостей.

Зачем нужны педали

Педаль — важнейший элемент пазла, формирующего звучание гитары в команде. В своей простейшей форме педаль представляют собой лежащую на полу электросхему в металлическом корпусе, которую гитарист включает ногой. Отсюда и происходит распространенное сленговое название stompbox, от английских слов stomp — топать и box — коробка. Русскоязычный аналог не требует дополнительной расшифровки: самое распространенное слово, обозначающее гитарную педаль в народе — примочка. После включения примочка меняет звук в зависимости от своих функций. Таким образом, гитара и усилитель составляют основу тракта, а педаль изменяет те или иные характеристики проходящего в нем аудиосигнала.

Саунд можно изменить до неузнаваемости, а можно ограничиться нюансами. Овердрайв, хорус, реверб и дилей — так выглядит джентльменский набор, который вы встретите в педалборде. По мере появления специфических творческих задач, будет расширяться и цепь эффектов.

Благодаря вариативности и возможности собирать цепь эффектов на свой вкус, гитарные педали давно используют не только гитаристы. Цепь из педалей вполне подойдет, чтобы обрабатывать бас, синтезаторы и любой другой инструмент, чем давно и успешно пользуются многие продюсеры.

Типы

Не будем углубляться в авторские классификации, которые любят придумывать для своих линеек бренды и разделим педали на несколько основных типов — по манере изменения исходного звука.

Звуковысотные эффекты

Пример — питчшифтеры, октаверы и вамми. Эффекты этого типа позволяют смещать изначальную ноту на определенное количество полутонов, а в некоторых случаях расстраивать полученный интервал в центах (один полутон равняется ста центам). На выходе вы можете либо получить исходный + измененный по высоте сигнал, либо только измененную ноту.

Тоновые эффекты

К ним относятся различные перегрузы (кранч, овердрайв, дисторшн, фузз), wah-педали, эквалайзеры, бустеры, компрессоры.

Самый знакомый новичкам эффект — перегруз. Смысл его в том, что сигнал начинает искажаться по амплитуде и насыщаться дополнительными гармониками. Встретить его можно практически в любой рок/метал-композиции и довольно часто — в поп-музыке.

Эффекты модуляции

Это разнообразные хорусы, фленжеры и фейзеры. Общий смысл заключается в том, что к исходному сигналу добавляются его копии с небольшой задержкой. Различаются эффекты временем задержки и тем, как они работают с фазой звукового сигнала.

Временные эффекты

Дилей/эхо, реверб. Применяются для пространственной обработки, а также для разнообразных ритмических эффектов. Образец использования пространственных эффектов — группа Slowdive. Дилей в гитарном контексте, например, можно услышать во вступлении к песне «Welcome to the Jungle» от Guns N’ Roses.

Utility-педали

Различные устройства вроде тюнера, педалей громкости и луперов (хотя лупер одновременно и временной эффект). Лупером очень любят пользоваться Эд Ширан, Dub FX и Yoav — в их музыке есть необходимость наигрывать слои партий.

Какие педали покупать

Мы кратко изложили рекомендации, но выбор остается за вами. Опирайтесь на собственное видение желаемого, свои потребности и цели. Любите рок? Овердрайв — в первую очередь, а затем подумайте, чем дополнить цепь эффектов, чтобы получить полноценный педалборд под этот жанр. Нравится шугейз и эмбиент? Внимательно отнеситесь к выбору дилея и реверба. Вся прелесть примочек именно в том, что каждый самостоятельно собирает уникальные комбинации.

Принцип подключения педалей

Теперь, когда вы уже определились с тем, какие педали пригодятся для выражения ваших идей, самое время разобраться в порядке подключения. Хотя в принципе последовательность подключения может быть любой, особенно если начинаются эксперименты со звуком, поначалу лучше пользоваться проверенной схемой, которая может дать предсказуемый результат.

Руководство по гитарным педалям

Шаблон для начинающих выглядит так: звуковысотные эффекты → тоновые эффекты → эффекты модуляции → временные эффекты.

То есть целиком цепь будет выглядеть следующим образом: электрогитара >> тюнер >> звуковысотные эффекты >> компрессор >> тоновые эффекты >> модуляция >> педаль громкости >> временные эффекты >> усилитель.

При таком порядке звуковысотные эффекты вроде вамми расположены сразу за тюнером. Далее идет компрессор, сужающий динамический диапазон. После этого в ход идут всеми любимые перегрузы и эффекты модуляции, а замыкают цепочку дилей и реверб.

Подобная схема позволяет сохранить общий уровень сигнала и избежать непредвиденных искажений. Именно поэтому в большинстве педалбордов пространственно-временные эффекты идут в самом конце. Тюнер располагается строго в начале.

Естественно, возможны варианты.

Кто-то размещает компрессор до звуковысотных фильтров, чтобы сохранить динамику и чистое звучание инструмента, другие ставят его после дисторшна. Друг к другу педали подключаются короткими патч-кабелями — короткая кабельная цепь обеспечивает постоянный поток сигнала от гитары к усилителю с наименьшими потерями. Примочки могут подключаться как до предусилителя, так и после него, но всегда до конечного усилителя.

Дальше многое зависит от самого усилителя: некоторые оборудованы так называемой «петлей эффектов» или разрывом — разъемами Send и Return, служащими для подключения педалей, которые предпочитают не включать в инструментальный вход для более чистого звучания (речь о различных эффектах модуляции). В свою очередь петля делится на 2 типа: последовательный и параллельный.

При последовательном разрыве весь сигнал, выходящий с предусилителя, поступает на цепь эффектов и полностью обработанным поступает в усилитель мощности. В такой разрыв включают ряд модуляционных эффектов, включая дилей, реверб, фэйзер и прочие. При наличии параллельного разрыва исходный сигнал разделяется на два: один сперва поступает в цепь эффектов, а исходный — на вход встроенного в усилитель микшера. Таким образом баланс обработанного и сухого звука можно менять при помощи регулятора на усилителе. Если ваш педалборд включает несколько модуляционных эффектов, то наличие петли на усилителе обязательно. Другой важный фактор в сборке цепи эффектов — источники питания. Примочки должны быть обеспечены питанием от сети. Хороший стабилизированный блок питания с раздельными выходами может равномерно передавать электричество сразу на несколько педалей, а также защитить от внезапных скачков напряжения и перебоев в подаче электроэнергии.

Создание цепочки последовательного подключения— альтернативный метод на случай, если в вашем распоряжении есть только обычная сетевая вилка. В этом случае требуется только недорогой кабель. Многие педали также работают на батарейках, но это не самое экономичное решение, поскольку работа педали быстро выжимает из них все соки. Разобравшись с подключением, берите гитару в руки, включите педаль и начните играть. Лучший способ познакомиться с новой примочкой — проверить ее в деле.



Популярные статьи

Статьи

Все