Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Собираем домашнюю студию звукозаписи: подготовка помещения

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

16 августа 2019

Эту статью можно не только прочитать, но и прослушать:

К помещению придется отнестись серьезно — даже самое дорогое оборудование не спасет, если комната не готова для записи и сведения. Конечно, профессионал сделает свою работу даже в сарае, но мы рекомендуем не усложнять себе жизнь лишний раз.

Домашняя студия 2

Подготовленная комната позволит услышать малейший сдвиг фейдера на эквалайзере, любой незначительный срез фильтра и прочувствовать, наконец, низы, которые выдает монитор.

Слишком уж усердствовать здесь тоже не стоит. Очень мал шанс, что вы найдете идеальную комнату, найдете безупречную позицию для мониторов и заглушите комнату на уровне крупных студий. Недостатки помещения есть и у крупных игроков, поэтому главное — понять основные принципы и постараться получить от комнаты приемлемый звук.

Содержание:

Комната

При выборе комнаты обратите внимание на пять основных моментов:

#1: Размер

Избегайте маленьких комнат. Обычно это синоним кошмарного звука.

Чем больше помещение, тем лучше. У вас как минимум будет больше места для записи (а возможно, что хватит места поставить ударную установку). 

Размер комнаты

#2: Конфигурация

Комната не должна быть квадратной — это приведет к стоячим волнам и не позволит нормально работать с мониторами.

#3: Отражающие поверхности

Помещение студии не должно целиком состоять из жестких отражающих поверхностей, избыточных отражений нужно избегать. Не стоит садиться за запись и сведение альбома в комнате с зеркалом во всю стену или панорамным окном. Наверное, не стоит брать в расчет деревянные полы — они как раз не будут создавать неконтролируемых отражений, а постеленный ковер срежет верхние частоты. Но окон, зеркал, голого кирпича и камня в помещении быть не должно.

#4: Высота потолка

Если потолок будет слишком низким, это приведет к вертикальным отражениям.

Например, вы записываете вокал. Значительные отражения приведут к интерференции записанного сигнала и его отражения (а-ля гребенчатый фильтр), и исправить записываемый исходник будет очень тяжело.

А во время сведения отражения от потолка просто не дадут добиться сколь-нибудь приемлемой картинки.

#5: Уровень шума

В комнате должно быть как можно тише, потому что любой фоновый шум обязательно попадет в микрофоны. Поэтому постарайтесь нивелировать любой фон — от дороги до звуков работающей электрики.

Обратите внимание: чем меньше студия соответствует пяти основным параметрам, тем важнее с умом поработать над звукоизоляцией и расположением акустических панелей.

Расположение мониторов

До того как начать изолировать комнату, наведите в ней порядок. Лучше всего начать с пустой комнаты. 

Самое главное — продумать, где будут располагаться мониторы. От этого вы будете отталкиваться, когда начнете располагать все остальное по рабочей зоне помещения.

#1: Отодвиньте мониторы от стены

У многих мониторов фазоинверторы находятся сзади. Если это ваш случай, то мониторы нужно отодвинуть от задней стенки — на ту минимальную дистанцию, которую указал производитель в мануале.

Основной смысл здесь не в том, чтобы получить от мониторов более ровные басы, а в том, чтобы снизить эффект от отражения волны. Возможно, на самих мониторах придется слегка скрутить низы.

#2: Расстояние от задней и боковой стены

Расстояние мониторов от задней стены и боковой не должно быть одинаковым, в противном случае придется иметь дело со стоячими волнами. А стоячие волны, в свою очередь, приведут к тому, что некоторые частоты нижнего регистра начнут заметно выпирать из общей картины и что-то сводить станет проблематично.  

Расстояние от задней и боковой стены

#3: Расположите мониторы вдоль самой длинной стены 

Это работает для больших помещений и нужно, чтобы снизить громкость первых отражений. Если первые отражения будут достаточно громкими, то это может привести к интерференции волны из динамика и отражения от боковой стены.

Если расположить мониторы у длинной стены, то место отражения будет находиться дальше от динамика. Ну а с увеличением расстояния неизбежно снизится громкость.

Чтобы получить симметричную стереокартинку, ставьте мониторы посередине стены.

Имейте в виду, что в маленькой комнате прием работать не будет.

Расположите мониторы вдоль самой длинной стены 

#4: Позиция прослушивания не должна быть на середине длины комнаты

Это касается длины комнаты, а также расстояния от пола до потолка. Если располагаться со своими посередине, вы рискуете автоматически срезать значительную долю басов.

Позиция прослушивания

#5: Мониторы с точкой прослушивания должны образовывать равносторонний треугольник

То есть расстояние между динамиками должно равняться расстоянию от головы до каждого из них.

Равносторонний треугольник

#6: Не кладите мониторы на бок

Разумеется, это не касается мониторов, которые сделаны специально, чтобы класть их на бок. Если так располагать обычные мониторы, то предыдущий пункт потеряет смысл, а вы потеряете неискаженную звуковую картинку.

#7: Динамики должны смотреть в сторону ушей

Большинство мониторов сделаны так, чтобы смотреть под углом (образуя тот самый равносторонний треугольник).

Динамики должны смотреть в сторону ушей

Не забудьте отрегулировать мониторы по высоте — динамики должны быть не на уровне ушей.

Будьте готовы к тому, что придется идти на некоторые компромиссы и на 100% выполнить все необходимые условия не удастся.

После того, как вы расположили мониторы, переходите к акустической корректировке помещения. 

Акустическая обработка комнаты под сведение

#1: Точки первого отражения на боковых стенах

Чтобы понять, как располагать панели, можно попробовать следующий метод. Представьте, что боковая стена это зеркало. Панель должна закрывать ту площадь, в которой бы отражался монитор.

Если панели из роквула, рекомендуем, чтобы они были хотя бы 10 см толщиной.

Также между панелью и стеной можно оставить зазор около 5 см, что тоже поможет бороться с отражениями.

Точки первого отражения на боковых стенах

#2: Углы

Углы создают наибольшие проблемы с басами. Справиться с этим можно либо специальными ловушками, либо расположив в углах акустические панели. Так вы дополнительно сделаете зазор, который тоже способствует поглощению волн.

Углы

Лучше всего для таких случаев подходят панели толщиной от 15 см.

Углы 2

#3: Стена за мониторами

Заднюю стену тоже стоит заглушить панелью. Это позволит чуть отодвинуть мониторы от стены, а также получить более ровные низы (и перестать срезать их на самих мониторах).

Стена за мониторами

Акустическая обработка комнаты — общие принципы

Выше мы указали несколько основных принципов, по которым надо готовить комнату под сведение.  Помещение для записи нужно готовить несколько по-другому. Но если учесть, что мы занимаемся домашней звукозаписью, то помещение у нас, скорее всего, одно и в нем будем записывать и сводить. Поэтому приведем несколько моментов, которые касаются создания универсального помещения.

#1: Не переусердствуйте с глушением

Как правило, задача с подготовкой комнаты состоит в том, чтобы поверхности могли отражать и рассеивать волны. Сплошное поглощение — не тот результат, вам нужно найти баланс.

Особенно отметим, что не стоит вешать ковры на потолок и стены. Так вы только испортите акустику помещения.

Еще одна важная вещь: акустические панели вам нужны съемные. Так вы сможете гибко подходить к решению конкретных задач. 

Например, вы можете составить импровизированный акустический экран для записи или поставить одну из панелей напротив гитарного кабинета, чтобы снизить отражения от противоположной стены.

Если вы совсем стеснены в средствах, исправить ситуацию с помещением можно и бытовыми средствами. Попробуйте использовать в качестве абсорбирующих материалов матрасы, одеяла, плотные шторы и ковры. Они могут частично заменить акустические панели.

#2: Разделите комнату на две половины

Первую половину отведите под сведение. Здесь стоит добавить поглощающие панели в зону первых точек отражения волн, поставить ловушки в углы и у стен, рядом с мониторами.

Вторую половину сделайте менее заглушенной. Здесь отражения пригодятся, чтобы не создать впечатления «мертвого помещения».

И еще один важный момент: не полагайтесь на акустический поролон. Он может пригодится как одно из средств для частотной корректировки комнаты и поможет поправить верхнюю часть спектра. Места акустический поролон занимает тоже куда меньше панелей. Но с помощью него вам не удастся решить проблемы на протяжении всего спектра, особенно это касается низов.