0

Корзина

Корзина все еще пуста

Чтобы выбрать подходящий товар, воспользуйтесь каталогом
Открыть каталог

Студийный стандарт: Fairchild 670

Компрессия — один из самых главных способов обработки звука, который обычно используют на каждом этапе записи, сведения и мастеринга.

Некоторым моделям компрессоров удалось полностью изменить индустрию и повлиять на основы продакшна. Одна из таких моделей — ламповый компрессор Fairchild 670.

С конца 50-х годов каждый начинающий звукоинженер хотел иметь такой прибор. При этом оригинальную модель выпустили около 1000 экземпляров. Разберем, в чем заключается уникальность Fairchild 670 и почему он заслужил такую популярность на многие десятилетия вперед.

История

История Fairchild 670 связана с Шерманом Фэрчайлдом и Рейном Нарма. Шерман Фэрчайлд был крупным бизнесменом и инвестором, основавшим в 1931 году в Нью-Йорке компанию Fairchild Recording Equipment Corporation. А Рейн Нарма — это инженер-новатор, эмигрировавший в США из Эстонии после Второй Мировой войны, и один из основателей Gotham Audio Developments, компании по производству качественного звукозаписывающего оборудования.

Основное направление Fairchild Recording Equipment Corporation — создание и производство оборудования для активно развивающейся в то время отрасли вещания и звукозаписи. В начале 50-х годов выпускаемые продукты компании включали в себя усилители, двигатели для виниловых проигрывателей, тонармы, проигрыватели виниловых пластинок, а также оборудование для записи пластинок.

Идея создания бесшумного высококлассного компрессора появилась во время работы Рейна с Лесом Полом, для которого он разработал и сконструировал восьмиканальный микшерный пульт для записи. Известно, что Фэйрчайлд был впечатлен талантом и идеями Нарма, предложил ему лицензировать разработку компрессора и должность главного инженера в Fairchild Recording Equipment Corporation.

Первой созданной моделью в конце 50-х годов стал одноканальный компрессор Fairchild 660. В его конструкции использовались лампы RCA 6386 с переменной μ-частотой (Vari-Mu), которая обеспечивала более быструю атаку, чем любой из существующих в то время.

Следом за моделью 660 был выпущен двухканальный микшер Fairchild 670, который фактически представлял собой два Fairchild 660 в одном корпусе, с двойным набором ламп и матричной схемой объединения двух каналов. Низкий уровень внутренних шумов, естественное звучание и возможность переключения режимов Left/Right и Lat/Vert (более известный сегодня как Mid/Side) дали Fairchild 670 большое преимущество ны рынке на долгие годы вперед.

До появления компрессора Universal Audio / Urei 1176 Fairchild 660 и 670 обладали самым быстрым временем срабатывания компрессии.

Компрессор Fairchild 670 стал ответом на запрос в потребности в высококачественном вещательном и студийном оборудовании. Устройство обеспечивало плавную, прозрачную компрессию, с теплым и приятным характером. Его конструкция позволяла осуществлять максимальный контроль уровня сигнала с минимальными артефактами.

Выбор между режимами Left/Right или Lat/Vert стал очень полезен для набирающей обороты индустрии записи виниловых пластинок. Fairchild отлично проявлял себя при работе с вокалом, басом, барабанами, а также как мастер компрессор. Крупные музыкальные студии, такие как Abbey Road, Capitol Studios, Olympic Studios, понимая возможности и потенциал устройства, приобретали его для своей работы.

Компрессоры Fairchild сыграли важную роль в формировании звука 1960-х и 1970-х годов: их можно услышать на записях The Beatles, Pink Floyd, Led Zeppelin, Frank Sinatra и многих других. Записываясь на студии Abbey Road, The Beatles использовали Fairchild 660 для вокала, барабанов, гитар и фортепиано.

За все время производства компрессоров Fairchild было продано около 800 единиц модели 660 и около 1000 единиц модели 670.

Нарма проработал в компании Fairchild всего несколько лет, а после перешел в компанию Ampex на должность вице-президента. Но даже этого времени было достаточно, чтобы изменить историю индустрии звукозаписи. В 2007 году Fairchild 670 включили в список TECnology Hall of Fame.

Технология vari-mu

Fairchild 660 и 670 — это одни из первых и самые известные в истории компрессоры с технологией "vari-mu" или переменного усиления. Работа компрессоров vari-mu основана на способности ламп изменять величину усиления, которое достигается изменением напряжения смещения.

Cхема компрессоров Fairchild состоит из тракта усиления и тракта сайдчейн (боковой цепи). Тракт усиления объединяет входной трансформатор, ламповый усилительный каскад и выходной трансформатор.

Все самое важное происходит в тракте сайдчейн, где отслеживается уровень входного сигнала и выдается соответствующее напряжение при превышении порога. При этом здесь лампы используются не для усиления, а для аттенюации. Чем выше громкость входного сигнала, тем значительнее ослабление усиления. что приводит к компрессии сигнала.

В отличие от других видов компрессии, приборы с переменным коэффициентом усиления достигают компрессии за счет взаимодействия между амплитудой сигнала и смещением ламп.

Особенности конструкции Fairchild

Fairchild 670 — большой прибор в прочном металлическом корпусе высотой 6U и весом около 30 кг. В его конструкции используется 20 ламп и 11 трансформаторов. Уникальная схема усиления, спроектированная Рейном Нарма на основе ламп с очень низким импедансом и чрезвычайно высоким управляющим напряжением позволила минимизировать нежелательные искажения и шумы.

Однако у такой схемы есть и обратная сторона — обслуживание. Оригинальные лампы RCA 6386 давно сняты с производства и их крайне сложно найти. Существуют современные альтернативы, но споры об их способности заменить оригиналы не утихают до сих пор.

На передней панели расположен скромный набор органов управления для каждого канала: поворотные переключатели входящего сигнала с шагом 1 дБ (Input Gain), поворотные регуляторы порога (Treshold), шестипозиционные переключатели Time Constant (с шестью программами соотношения времени атаки и восстановления), VU-метр (отдельный для каждого канала) и переключатели режимов VU-метр.

Отдельный переключатель Left/Right и Lat/Vert позволяет переключаться между режимами стерео с двумя независимыми каналами или Mid/Side (сумма и разница каналов). В режим Lat/Vert, "Vert" является суммой левого и правого каналов и содержит моно информацию, а канал "Lat" является разницей между левым и правым каналами и содержит стерео информацию. Этот режим был особенно полезен при стерео записи на виниловые пластинки. Правильная обработка моносоставляющей звукового материала на низких частотах позволяла обеспечивала более аккуратную и правильную запись пластинок.

Режимы Time Constant:

Номер режима Time Constant Attack (ms) Release (sec)
1 0.2 0.3
2 0.2 0.8
3 0.4 2
4 0.4 5
5 0.4 2 (peaks), 10 (multiple peaks)
6 0.2 0.3 (peaks), 10 (multiple peaks), 25 (consistently high program)

Time Constant (Постоянная времени). Регулятор Time Constant позволяет выбирать между шестью различными вариантами соотношения времени атаки и восстановления. Эти уникальные комбинации играют ключевую роль в формировании характера звучания Fairchild.

Режим 1. Время атаки около 0,2 миллисекунд, время восстановления около 300 миллисекунд. Самый быстрый режим, позволяет эффективно управлять транзиентами в ударных и перкуссионных звуках, идеально подходит для агрессивной компрессии.

Режим 2. Время атаки около 0,2 миллисекунд, время восстановления около 800 миллисекунд. Хорошо работает с динамичными басовыми партиями и щипковыми струнными и динамичным вокалом.

Режим 3. Время атаки около 0,4 миллисекунды, а время восстановления 2 секунды. Обеспечивает очень плавную работу компрессора со сбалансированным откликом. Хорошо работает с вокалом, акустическими гитарами или смешанным материалом.

Режим 4. Время атаки около 0,4 миллисекунды, время восстановления до 5 секунд. Наименее агрессивная компрессия, отлично работает в случаях где необходима прозрачность, например, для компрессии мастер шины, бэк вокала или пэдов.

Режим 5. Время атаки около 0,4 миллисекунды, время восстановления 2 секунды для кратковременных переходных процессов и до 10 секунд для множественных устойчивых пиков. Подходит для обработки мастер шины и других процессов, где требуется мягкая и прозрачная компрессия.

Режим 6. Время атаки около 0,2 миллисекунд, а время восстановления около 300 миллисекунд для кратковременных пиков, до 10 секунд для множественных устойчивых пиков, при этом время контроля динамики может быть увеличено до 25 секунд для более стабильных уровней пиков.

Режим эффективен для работы с басом, вокалом, мастер-миксом, а также вещания. Два последних режима 5 и 6 имеют изменяемое время восстановления, которое зависит от звукового материала и его характера.

Несмотря на то, что степень компрессии зависела от уровня входного сигнала, внутри устройства располагались подстроечные резисторы D.C. Threshold, которые позволяли дополнительно изменять кривую работы компрессора.

Применение

Сегодня мы знаем Fairchild 670, как один из самых культовых и знаменитых компрессоров изменивших индустрию звукозаписи. Однако на момент своего выхода основными задачами устройства были: решение проблем с резкими скачками уровня звука в радиовещании (Fairchild 660) и обработка стереозвука для записи виниловых пластинок (Fairchild 660 в режиме Lat/Vert).

С конца 50-х годов индустрия звукозаписи сильно изменилась, музыкальное звучание стало более агрессивным, разнообразным и энергичным. Тем не менее, Fairchild оставил за собой статус универсального компрессора с уникальным характером. Несмотря на то, что по сегодняшним меркам его время атаки не очень быстрое, его достаточно для выполнения большинства студийных задач:

  • Барабанные партии, перкуссия
  • Вокал
  • Различные акустические инструменты, включая классические (духовые, клавишные, щипковые и др.)
  • Электрогитары
  • Бас
  • Параллельная компрессия и компрессия мастер-шины

При этом Fairchild 670 обладает индивидуальным характером, придающим глубину, мягкость и теплоту обработанному сигналу, а в способности склеивать микс ему просто нет равных.

Наследие

Сотрудничество Рейна Нарма и Fairchild Recording Equipment продлилось очень недолго, но оставило колоссальное наследие. Звукоинженер Джефф Эмери, записывающий The Beatles на студии Abbey Road был настолько впечатлен звучанием Fairchild 660, что использовал его практически для всех вокальных партий, начиная с альбома Revolver, а также для записи барабанов Ринго Старра.

Всего было выпущено менее 2000 устройств (суммарно Fairchild 660 и 670). Сегодня стоимость оригинальной модели начинается от нескольких десятков тысяч долларов за Fairchild 660 и более тридцати тысяч долларов за Fairchild 670, стоимость зависит от состояния и исторической ценности (в продаже можно встретить устройства из топовых студий, на которых записывались Led Zeppelin, Bob Dylan, ZZ Top и многие другие, и стоимость за такие экземпляры может достигать нескольких сотен тысяч долларов).

Но развитие технологий позволило производителям создать очень близкие аппаратные и программные копии, обладающие всеми характерными чертами оригинала. Множество студий по всему миру используют клоны или программные версии в своем арсенале ежедневно.

Современные аналоги Fairchild 660/670 на рынке

Fairchild Recording Equipment 670. По заявлениям производителя звуковой тракт является точной копией оригинальной модели Fairchild 670.

Heritage Audio Herchild 670. Компрессор создан на основе оригинальной модели Fairchild, оснащен 22 лампами и девятью трансформаторами. Для более удобной работы имеет 4 режима (Individual, Link (stereo), LAT/VERT (Mid/Side) и LAT/VERT Link), фильтр боковой цепи с выбором частот и возможность настройки DC Threshold на лицевой панели. Также доступна одноканальная версия Heritage Audio Herchild 660.

Heritage Audio Grandchild 670. Стереокомпрессор на основе Fairchild 670 с двумя NOS-лампами 6BA6 на канал и тремя специальными трансформаторами, разработанный в виде модуля 500 серии.

UnderTone Audio UnFairchild 670M II. Компания UnderTone, основанная продюсером и звукорежиссёром Эриком Валентайном в 2017 году выпустила компрессор UnderTone Audio Fairchild 670M IIб объединяющий точное звучание оригинального Fairchild 670 и современные инновационные возможности.

Помимо 6 оригинальных режимов UnFairchild 670M II дополнен 4 дополнительными с переменным значениями атаки и релиза, функцией True Bypass и настраиваемым параметром DC Threshold.

StamChild SA-670 MK2. Модель созданная на основе классического компрессора Fairchild 670 с максимально близким к оригиналу аудиотрактом. Оснащается 18 лампами и 8 высококачественными трансформаторами AMI (США) и Brian Sowter (Великобритания). Помимо стандартных для оригинальной модели параметров, StamChild SA-670 MK2 дополнен параметром настройки DC Threshold, переключателем True Bypass, регуляторами Dry/Wet и фильтром верхних частот.

Виртуальные аналоги

Не менее широкий выбор виртуальных устройств, вдохновленных классическим компрессором Fairchild 670 предлагают производители программного обеспечения.

Нынешний уровень VST-инструментов сегодня позволяет точно повторять поведение ламповых каскадов и трансформаторов. При этом софт по определению лишен ограничений аппаратного оригинала.

Бесплатные плагины:

Рекомендуемые аналоги