Студийный стандарт: Pultec EQP-1
Содержание:
- История
- Модификации EQP-1 и другие устройства компании
- Управление
- Уникальные особенности Pultec EQP-1
- Pultec и его наследие
- Виртуальные аналоги
- Рекомендуемые аналоги
Разработанный еще в начале 50-х годов, Pultec EQP-1 по праву считается самым известным эквалайзером.
За 70 лет своего существования это устройство получило легендарный статус и используется в студиях до сих пор. Уникальный музыкальный характер и простота управления обеспечили статус крайне рекомендуемого устройства в каждой серьезной студии звукозаписи.
Давайте разберем, что именно делает Pultec таким особенным и почему он получил культовый статус в индустрии.
История
История, связанная с компанией Pulse Techniques, началась задолго до ее официального основания — с дружбы двух студентов Института звукозаписи RCA в Нью-Йорке, Юджина Шенка и Оливера Саммерлина. После обучения Шенк долгое время работал в RCA Communications, Inc, а Саммерлин успел поработать в также в радиокомплексе RCA Communications и в компании Audio and Video Products Company. В 1953 году уже опытные инженеры основали компанию Pulse Techniques, Incorporated (сокращенно Pultec), которая специализировалась на производстве оборудования для профессиональных звукорежиссеров.
Первые годы компании были довольно сложными, так как производимое оборудование было весьма специализированным и сложным даже для профессионалов.

Среди первых приборов Pulse Techniques были регулируемый источник питания для электроинженеров VFS-1, звуковой генератор с 17 фиксированными частотами P-1 и звуковой генератор с автоматическим переключением между звуковыми частотами RSO-1. Спустя три года компания выпустила свой первый пассивный программный звуковой эквалайзер, который изменил не только историю компании, но и повлиял на всю индустрию звукозаписи.
Pultec EQP-1, выпущенный в 1956 году, стал одним из первых программных эквалайзеров в истории и позволял широко манипулировать звуком и имел достаточно низкий уровень шума. В процессе тестирования EQP-1 был передан в студию MGM, прибор настолько впечатлил работавших там инженеров, что компания сразу оформила предзаказ на несколько экземпляров. Каждый экземпляр изготавливался вручную с использованием комплектующих высочайшего качества.
Оливер отвечал за конструкцию, гравировку панелей и чертежи, Юджин — за электронику, подбор деталей, финальное тестирование и упаковку, а их коллега Питер Менти — за основной монтаж и проводку. Питер, работавший в компании с 1958 года, был единственным наемным сотрудником за всю историю компании, кроме ее основателей Юджина и Оливера.
EQP-1 быстро набрал популярность среди инженеров и студий звукозаписи. Его конструкция включала в себя низкочастотный полочный фильтр с переключателем центральной частоты (30, 60 и 100 Гц) и высокочастотный пиковый фильтр с переключателем центральной частоты (3, 5, 8, 10 и 12 кГц) и переменной добротностью.
Каждая из полос имела возможность отдельного усиления или ослабления. Характерной особенностью эквалайзера был его мягкий и теплый звук, получаемый благодаря усилению на основе ламп и трансформаторов.

В 1961 году компания Pultec выпустила улучшенную версию своего флагманского устройства — модель EQP-1A. Эквалайзер получил расширенный диапазон частот, переключение на 20 Гц на низких частотах, а также 4 и 16 кГц на высоких. Добавили и отдельный переключатель выбора высоких частот на 5, 10 и 20 кГц для аттенюации. Это обновление сделало EQP-1A еще более универсальным эквалайзером, что способствовало его популярности среди профессионалов. В последующие несколько десятилетий EQP-1A был фаворитом во многих известных студиях по всему миру, включая Motown Records. Линейку продуктов расширили множеством модификаций EQP-1A, а также эквалайзером для работы со средним регистром MEQ-5.
В 1981 году Юджин Шенк принял решение уйти на пенсию и продать Pulse Techniques. Поскольку покупателя найти не удалось, компанию просто закрыли. Однако история Pultec на этом не закончилась. В начале 2000 годов инженер Стив Джексон решил воссоздать оригинальную конструкцию Pultec EQP-1A. После долгих лет консультаций с Шенком, исследований компонентов и воссоздания их аналогов Стив Джексон, приобрел права на название и открыл компанию Pulse Techniques, LLC. Сегодня компания до сих пор производит культовый в истории звукозаписи эквалайзер EQP-1A и практически всю линейку продуктов Pultec, включая транзисторные и версии для мастеринга.
Модификации EQP-1 и другие устройства компании
Каждая из полос имела возможность отдельного усиления или ослабления. Характерной особенностью эквалайзера был его мягкий и теплый звук, получаемый благодаря усилению на основе ламп и трансформаторов.
EQH-2. Уменьшенная версия EQP-1 в формате 2U без регулятора добротности;
EQP-1S. Аналогична версии EQP-1A, но с измененными частотами в низкочастотном диапазоне и дополненными частотами в верхнем диапазоне;
EQP-1A3. Уменьшенная версия EQP-1A в формате 2U;
EQP-1A3S. Уменьшенная версия в формате 2U созданная на основе EQP-1A, но с расширенным выбором центральной частоты на верхних частотах и с металлической неокрашенной лицевой панелью;
EQP-1A3SS. Версия в формате 2U на основе EQP-1A, но в ее конструкции вместо ламп использована дискретная транзисторная электроника;
EQP-1R. Версия выпускалась в 60-х вместе с EQP-1A, параметры управления и набор частот аналогичен EQP-1, а основное отличие заключается в конструкции. Использовались входные и межкаскадные трансформаторы Peerless с лампой предварительного усилителя 12AY7, в то время как в версии EQP-1A использовались трансформаторы Triad с лампой предварительного усилителя 12AX7;
EQP-1RS. Версия на основе EQP-1A, с более скромным набором центральных частот как у EQP-1, но с расширенным набором переключения аттенюации верхних частот.
Также выпускались и другие модели эквалайзеров:
MEQ-5. Версия в формате 2U, предназначенная для управления среднечастотным диапазоном;
HLF-3C. Фильтр низких и высоких частот с переключателями фиксированных полос.
После перезапуска компании в 2014 году, модельный ряд уже известных классических продуктов Pultec пополнился двумя модулями серии 500: EQP-500X и MEQ-500.
Управление
Pultec EQP-1 — пассивный двухполосный (низкие и высокие частоты) эквалайзер в в рэковом формате 3U. Главным преимуществом пассивных схем является минимальное количество фазовых искажений. Но есть и обратная сторона, пассивные схемы отличаются потерями уровня выходного сигнала. Юджин Шенк и Оливер Саммерлин разработали пассивную схему, которая была дополнена ламповым усилительным каскадом, что позволяло компенсировать примерно 16 дБ потери уровня сигнала. Таким образом, Pultec EQP-1 стал первым эквалайзером «без потерь». Позже выпустили транзисторную версию, в которой ламповый каскад был заменен на дискретную схему усиления.
На передней панели EQP-1 расположены переключатели самого прибора и эквалайзера, что позволяет пропускать сигнал без обработки. Низкочастотная секция представлена полочным фильтром НЧ с выбором центральной частоты 30, 60 или 100 Гц. При этом низкие частоты могут быть усилены и ослаблены, у обоих параметров есть отдельная ручка.
Именно возможность одновременного ослабления и усиления низких частот придаст уникальную особенность характера кривых эквализации в EQP-1 и EQP-1A, которую будут использовать все звукоинженеры, работающие с ними.
Секция высоких частот оснащена пиковым фильтром с выбором центральной частоты 3, 5, 8, 10, 12 кГц, отдельными ручками усиления и ослабления, а также регулятором полосы пропускания, которая меняет форму добротности от узкой до широкой.

Усовершенствованная в 1961 году версия EQP-1A получила дополнительную частоту (20 Гц) в НЧ диапазоне и две дополнительные частоты в ВЧ диапазоне (4 и 16 кГц). А секция аттенюации ВЧ в виде полочного фильтра была дополнена отдельным селектором выбора частоты 5, 10 или 20 Гц.
Уникальные особенности Pultec EQP-1
Несмотря на простую конструкцию, Pultec EQP-1 имеет несколько неочевидных и интересных приемов использования, которые очень популярны среди многих звукоинженеров, например, пропускание сигнала через Pultec с отключенной опцией эквалайзера. Независимо от того, включена или выключена эквализация, звук все равно проходит через ламповый каскад усиления. Эта опция позволяет значительно улучшить и обогатить сигнал.
Самым известным приемом является одновременное использованием усиления и ослабления на нижних частотах, так называемый Pultec low-end trick.

И хотя в инструкции к эквалайзеру не рекомендуется использовать оба этих параметра в одной полосе частот одновременно, их совместное взаимодействие дает уникальное звучание. Дело в том, что кривые усиления и ослабления имеют немного разные частоты и при их одновременном использовании эквалайзер создаются уникальные музыкальные контуры частот.
На практике это дает подъем и уплотнение нижних частот, и срез нижней части среднего диапазона, что позволяет избавится от мутного звучания. Особенно хорошо этот прием работает для инструментов нижнего регистра, например, бочки или бас-гитары. В этом же ключе можно экспериментировать и с высокими частотами.
Pultec и его наследие
Со временем эквалайзеры Pultec стали одними из самых популярных и распространенных на студиях звукозаписи. Их уникальный музыкальный характер, очень понятный и быстрый в настройке интерфейс сделали их фаворитами многих звукоинженеров. Каждый из нас наверняка слушал большое количество произведений, в которых использовались EQP-1 и EQP-1A. Звукоинженеры Motown, например, использовали Pultec как для записи отдельных инструментов и голоса, так и для эквализации финального микса, часто используя трюк с низкими частотами.

Хотя сама компания Pulse Technologies закрылась в 1981 году, ее винтажное оборудование можно купить и сегодня. Популярность Pultec была настолько велика, что уже в 1985 году датская компания Lydkraft под брендом Tube-Tech произвела свое первое устройство PE 1A точную копию Pultec EQP-1A.

А в 1990 году очень известная сегодня компания Manley Laboratories, получила от Юджина Шенка разрешение на производство усовершенствованной версии EQP-1A в формате 1U под названием Manley Enhanced Pultec Equalizer. В 2010 году небольшая компания Cartec Audio из Великобритании выпустила клон Pultec под названием EQP1A.
Сегодня устройства, вдохновленные классикой EQP-1A, можно также встретить среди линейки продуктов таких производителей, как Warm Audio (EQP-WA), Tegeler (EQP-1), Klark Teknik (EQP-KT), # Retro Instruments (2A3), Lindell Audio (LiNTEC EQ и PEQ-501A в формате 500 серии), IGS Audio (Rubber Bands и Rubber Bands 500 Mastering EQ в формате 500 серии) — и это далеко не полный список.
Не удивительно, что EQP-1 в 2005 году был включён в TECnology Hall of Fame.
Виртуальные аналоги
Популярность Pultec заставила многих последователей производить клоны удачной конструкции и вызвала интерес среди производителей программного оборудования. Виртуальные эмуляции EQP-1A можно встретить практически у всех крупных производителей плагинов: Universal Audio, Waves, IK Multimedia, Apogee, Softube, Overloud, Acustica Audio, iZotope, Native Instruments и другие.
- Universal Audio Pultec Passive EQ Collection
- Waves PuigTec EQs
- IK Multimedia EQP-1A
- Softube Tube-Tech Equalizers mk II
- Overloud EQP
- Apogee Pultec EQP-1A (получил одобрение и подтверждение компанией Pulse Techniques)
Бесплатные плагины:
Рекомендуемые аналоги
Среди нынешнего оборудования также можно найти примеры эквалайзеров, которые очень близки своими сильными сторонами к оригинальному Pultec.