0

Корзина

Корзина все еще пуста

Чтобы выбрать подходящий товар, воспользуйтесь каталогом
Открыть каталог

Студийный стандарт: Roland RE-201

Содержание:

Трудно себе представить DAW, студию или гитарный педалборд без дилея.

Этот эффект стал такой же естественной частью студийного сетапа, как реверб или компрессор. Особое место среди разных дилеев занимает эффект эха, который создается при помощи магнитной ленты. А Roland RE-201 — это образец ленточного эхо-эффекта. Рассказываем, почему.

Механизм ленточного эхо

Ленточное эхо работает по очень простому принципу: звук записывается на магнитную ленту и потом просто воспроизводится, в зависимости от настроек его параметров. В таком процессе используется записывающая, воспроизводящая (может быть несколько) и стирающая магнитные головки.

В самом начале экспериментов с пленкой звукоинженеры просто использовали короткие зацикленные фрагменты для создания эффекта эха. Звук записывался на пленку, которая обрезалась и склеивалась, тем самым при воспроизведении получался фрагмент с бесконечными повторениями, громкостью и скоростью которого можно было управлять в режиме реального времени. Например, так в 50-е делал Лес Пол.

Первый портативный гитарный усилитель, оснащенный эффектом ленточного эха — EchoSonic — появился уже в середине 50-х. А спустя еще пять лет появились хорошо известные сегодня устройства Maestro Echoplex и Binson Echorec. В конструкции Echoplex использовалась подвижная магнитная головка, которая управляла длительностью задержки. А особенностью Echorec было использование вращающегося магнитного диска вместо пленки, что придавало эффекту совершенно отличный от пленочных моделей характер звука.

История RE-201

Основы конструкции RE-201 были заложены еще в разработках Ace Tone — компании-предшественника Roland. Первая модель эффекта эха под названием Ace Tone EC-1 сразу завоевала высокую популярность среди музыкантов.

Впоследствии это способствовало выпуску более усовершенствованных устройств Ace Tone EC-10 и EC-20. Ace Tone использовали несколько воспроизводящих головок, что позволяло изменять режимы эффектов при помощи переключателей. Конструкция способствовала созданию необычно синкопированных линий задержки. Эта характерная особенность перейдет в линейку Space Echo — уже от Roland.

Уже в 1973 году вышли две первые модели Roland серии Space Echo — RE-100 и RE-200. В RE-100 было несколько воспроизводящих головок, что позволяло при помощи переключателя изменять режимы эха. А более дорогая модель RE-200 была дополнена пружинным ревербом, что позволяло воспроизводить настоящие эмбиент-эффекты.

В 1974 году Roland выпускают модель RE-201 Space Echo, которая и станет синонимом ленточного эха вплоть до наших дней. RE-201 получил переработанную схему и полностью переработанный лентопротяжный механизм.

В ранних моделях использовались картриджи Sony, обслуживание и замена которых вызывали определенные проблемы. Финальный вариант конструкции предусматривал более длинную ленту, которая свободно располагалась в специальном отсеке.

Такая система улучшала тембральные характеристики задержки, повышала надежность и износостойкость ленты, а также значительно снижала уровень шума. RE-201 стала флагманской моделью компании и выпускалась вплоть до 1990-го года.

Roland продолжила развивать линейку ленточных эхо. В том же 1974 году вышла более доступная версия RE-101 — тот же механизм и конструкция, но без реверба и эквализации. В 1977 году обновленная модель RE-301 получила дополнения в виде аналогового хоруса и режима записи Sound on Sound, то есть записи поверх ранее записанного звука. В 1979 году вышла бюджетная Roland RE-150. В этой конструкции появилось два выхода, для обработанного и чистого сигналов.

Последними аналоговыми устройствами линейки стали две модели 1982 года — RE-501/SRE-555. Эта одна модель в разных форм-факторах: классическом в деревянном корпусе и рэковом.

К концу 80-х цифра окончательно вытеснила громоздкие аналоговые ленточные устройства. Но линейка Space Echo продолжилась и в формате цифровых устройств.

В 1988 году Roland выпустила сразу два цифровых процессора эффектов: Roland RE-3 Digital Space Echo и RE-5 Digital Space Echo. RE-3 обладал базовыми параметрами серии Space Echo и имел что то даже похожее на эмуляцию эффекта wow and flutter.

RE-5 представлял профессиональную версию RE-3 с расширенным количеством настроек и входов.

Приблизиться к звук оригиналу удалось в 2007 году, когда было представлено цифровое устройство Boss RE-20 Space Echo (2007). Цифровые технологии уже были достаточно развиты для эмуляции работы ленточных устройств, а среди музыкантов уже начался тренд на пленочную обработку. В Boss RE-20 использовали технологию COSM (Composite Object Sound Modeling), которая позволяла очень точно моделировать поведение пленки. Внешне педаль в точности повторял переднюю панель RE-201, вплоть до селектора выбора режимов.

О популярности серии Space Echo сегодня говорит и то, что в 2022 году Boss выпустили сразу две новые модели: педаль RE-202 и бюджетную RE-2. Обе модели являются очень близкой эмуляцией RE-201 и способы в деталях воссоздавать особенности работы лентопротяжного механизма, характера ленты, пружинного ревербератора и другие особенности аналоговых механизмов.

А современные технологии позволили исключить недостатки аналоговых систем и расширить возможности устройств.

Так, например, RE-202 оборудован цифровым ревербом с режимами Spring, Hall, Plate, Room и Ambience, а память для пресетов насчитывает 127 ячеек. В 2023 году вышла еще одна педаль на основе RE-201 — Boss BP-1W Booster/Preamp, педаль, имитирующая предусилители Roland RE-201 и Boss CE-1.

Сторонние компании также использовали наработки Roland RE-201. Самые известные устройства в духе аналогового Space Echo — это эффекты от компании Echo Fix.

Известная компания Universal Audio с недавнего времени занимается производством педалей эффектов и имеет в своем арсенале сразу два устройства вдохновленные RE-201: UAFX Galaxy '74 Tape Echo и UAFX Orion Tape Echo.

Виртуальные аналоги

Популярность Roland RE-201 не могла быть не замечена и производителями плагинов. Пленочное эхо в стиле Roland стало обязательным в наборе эффектов практически в любом виртуальном сетапе.

Space Echo и даб

Заметнее всего ленточный эффект повлиял на даб и регги. Фактически Space Echo — основа саунда этих жанров. Ямайские музыканты и продюсеры (достаточно вспомнить Ли Скретча Перри или Кинга Табби) использовали пленочную задержку как полноценный инструмент, управляя ей и микшером в режиме записи в реальном времени.

Рекомендуемые аналоги

Вы недавно смотрели