0

Корзина

Корзина все еще пуста

Чтобы выбрать подходящий товар, воспользуйтесь каталогом
Открыть каталог

Генеративная музыка: аппарат. Часть II

Если программные среды вроде Max, ORCA или SuperCollider дают полный контроль над процессом генерации, то в аппаратном мире генеративность строится вокруг алгоритмов и изменения звука в отрыве от компьютера.

Могут использоваться как грувбоксы, так и модульные системы с генеративной логикой, заточенные под бесконечное варьирование паттернов, тембров и ритмических структур.

Monome Norns: генеративный код внутри коробки

Norns — open-source платформа для генерации аудио и обработки, объединяющая в себе движок SuperCollider, Lua-скрипты и возможность управления через USB или сетевые протоколы. Это портативный аудиокомпьютер, способный быть: синтезатором, сэмплером, лупером, эффектом, MIDI/CV-контроллером, генератором паттернов.

Что делает Norns генеративным:

  • Скрипты Meadowphysics, Krill, Foulplay, Less Concepts, создающие автоматически развивающиеся структуры
  • Возможность писать или редактировать скрипты на языке Lua
  • Полная интеграция с Monome Grid (матрица управления)
  • Автономность: нет нужды в компьютере

Пример генеративного сетапа на Norns:

  • Meadowphysics управляет временем, создает асинхронные триггеры
  • Softcut создает лупы и модулирует фрагменты сэмплов
  • MIDI-выход синхронизирует другие устройства (например, Eurorack через модуль Hermod)

Polyend Play+: полифонический MIDI-генератор, сэмплер, трэкер

Polyend Play+ — groovebox нового типа, сочетающий ручное программирование и генеративные функции. Система построена на сетке треков, но включает:

  • рандомизацию нот, параметров, степов
  • пошаговую эволюцию паттернов
  • модификаторы для вариаций в реальном времени

Генеративные фишки:

  • Probability per step
  • Step Repeats и Conditional Triggers
  • Live Fill и Pattern Variations
  • MIDI generative mode для внешних устройств

Кейс использования:

  • MIDI-треки генерируют мелодии и ритмы
  • Audio-треки дают гибкую работу с сэмплами
  • Интеграция с Eurorack через MIDI → CV конвертер

Elektron Octatrack: семплер как мозг генеративной системы

Хотя Octatrack чаще позиционируется как сэмплер, лупер, перформанс-станция, в умелых руках он превращается в мощный генератор событий. Секвенсор позволяет программировать:

  • Parameter locks с полной автоматизацией
  • LFO designer для генерации движений (включая рандом)
  • Conditional Triggers для создания вероятностей проигрывания шагов
  • Scenes + Crossfader как макро-управление генеративной структурой

Генеративный патч на Octatrack:

  • Треки управляют сэмплированным материалом
  • LFO движет питч, фильтр, панораму
  • Trigger Conditions варьируют плотность нот
  • MIDI-треки управляют внешними синтезаторами (включая модульные)

SOMA Pulsar-23

Pulsar-23 — не просто драм-машина, а очень комплексный инструмент, созданный для органической генерации ритмов и текстур.

Генеративные элементы:

  • 4 независимых генератора ритма с параметрами вероятности
  • Loop Recorders
  • Chaos-модули и CV-распределение
  • Touch-контроль (пальцами) + Gate Matrix
  • Без секвенсора в привычном смысле — музыка "живет" сама

Патч:

  • Один канал пульсирует в случайной структуре
  • Другой "ответно" модулируется CV-сигналом от первого
  • Chaos-модуль вносит отклонения, моделируя всю секвенцию

Eurorack как генеративная платформа

Модульный синтез — идеальная среда для генеративной композиции. Без компьютеров, без timeline — только логика, напряжения и взаимодействие модулей.

Ключевые модули для генеративной архитектуры:

  • Make Noise Maths — функция, делающее всё: от LFO до логических связей
  • Qu-Bit Chance / Mutable Instruments Marbles — генераторы случайных событий
  • Expert Sleepers FH-2 / Disting EX — MIDI-CV мост с логикой
  • Endorphin.es Shuttle Control — интеллектуальный конвертер с встроенными алгоритмами
  • 1010music Blackbox — сэмплирование + сцены
  • Erica Synths Black Sequencer — условные секвенции

Пример генеративного патча:

  • Marbles создаёт случайные гейты и CV
  • Maths преобразует их в управляющие функции
  • Disting EX расщепляет сигнал и добавляет задержки
  • VCV Rack по MIDI управляется из ORCA или TidalCycles (гибрид) и посылает CV-сигналы модульной системе

Жанры и артисты: генеративность как метод

Генеративная музыка — не просто технический подход или программистская причуда, а цельное течение, затрагивающее множество жанров. От ранних экспериментов с алгоритмической композицией до модульного техно в клубах, генеративность становится способом мышления, стилем композиции.

Ambient и drone

Брайан Ино, автор термина «генеративная музыка», говорил, что это «музыка, которая создает сама себя». Его работы Music for Airports и Thursday Afternoon стали прообразом медитативной, самовоспроизводящейся структуры, в которой минимальные изменения порождают бесконечные вариации.

Современные продолжатели этой традиции:

  • Chihei Hatakeyama, Hakobune — используют петли, шум для создания медленно развивающихся мелодий.
  • Taylor Deupree, Federico Durand — работают с генеративными Max-патчами, tape loops, гранулярными движками.
  • William Basinski — живой пример, как разложение ленты становится генеративным процессом и создает новое из старого.

Techno и пост-клубная сцена

Многие артисты в техно и экспериментальной электронной сцене начали использовать генеративные подходы не как студийный трюк, а как живой перформативный процесс. В частности:

  • Surgeon: использует Eurorack и Octatrack в связке, строя сеты на основе нелинейных триггеров.
  • Rrose: композиции строятся вокруг микроизменений и длительного развития паттернов.
  • Kangding Ray: активно использует генеративные MIDI-структуры в Ableton Live и комбинирует их с модульным синтезом.

Сцены и фестивали вроде Berghain, Unsound, Mutek культивируют эти подходы.

IDM, glitch и aleatoric: непредсказуемость как метод

IDM-сцена (Autechre, Aphex Twin, Plaid) задолго до расцвета Eurorack использовала алгоритмы и нестандартные секвенсоры. Например, Autechre в интервью говорят, что их треки уже в начале 2000-х были созданы на основе сложных Max/MSP-патчей с вложенной логикой и случайностью. Оба участника дуэта до сих пор играют лайвы с Max Msp, используя алгоритмы с цепями Маркова для генерации сложных музыкальных структур.

Тот же вайб можно найти у:

  • Rian Treanor, использующего SuperCollider и Max в реальном времени.
  • Beatrice Dillon, совмещающей генеративные ритмы с акустическими инструментами.
  • Mark Fell, разрабатывающего собственные генеративные системы в коде и Max Msp.

В жанрах вроде aleatoric music, основанных на случайности (как у Джона Кейджа), генеративность вообще становится ядром композиционной системы.

Для того, что чуть глубже познакомиться с саунд-артистами, кто использует альтернативные методы написания музыки на компьютере, советуем посмотреть фильм Richard Sides – Dont Blow In The Vector.

Поп и неоклассика

Неожиданно, но поп-музыка тоже всё чаще обращается к генеративным стратегиям:

  • Артисты вроде Oneohtrix Point Never, FKA Twigs используют Max и M4L в продакшене.
  • Неоклассика: Nils Frahm, Ólafur Arnalds — применяют алгоритмы для генерации MIDI и текстур.
  • Holly Herndon и Mat Dryhurst развивают генеративные нейросетевые системы для перформанса (Spawn).

Здесь генеративность — это не хаос, а управляемая мутация, способ создания «живого продакшна», который меняется от дубля к дублю.

Онлайн-сцены, лейблы и платформы

Генеративное мышление также трансформировало сами способы распространения музыки:

  • Generative.fm, Endlesss, TidalCycles Streams — платформы, где музыка существует без конца.
  • Lobe (Vancouver), Gray Area (SF), Berlin Modular Society — места силы для генеративных лайвов.
  • Лейблы: Conditional, Entr'acte, Raster-Noton, Sferic, LINE, Seil — выпускают музыку, созданную с помощью генеративных подходов.

Иногда композиции живут только онлайн и меняются при каждом запуске — как альбом Reflection Брайана Ино, работающий на основе часов.

Генеративный сетап: как построить машину, которая сочиняет

Сборка генеративного сетапа — не просто подбор оборудования, а проектирование системы, которая будет взаимодействовать сама с собой. Здесь важно не столько наличие «умных» устройств, сколько их возможности по маршрутизации, контролю и реактивности.

Принципы построения: автономность, гибкость, случайность

В генеративном сетапе все элементы делятся на функциональные узлы:

  • Источники случайного сигнала: генераторы вероятности, триггеры, логические схемы.
  • Реактивные модули: устройства, способные интерпретировать внешние изменения (вход CV, MIDI, аудио).
  • Модуляторы: LFO, random, envelope generators.
  • Звукогенераторы: осцилляторы, сэмплеры, синтезаторы.
  • Контроллеры и роутинг: MIDI-хабы, интерфейсы, маршрутизаторы событий.

Главная цель — создать экосистему, где всё влияет на всё, но остаётся управляемым.

Минимальный генеративный сетап (начальный уровень)

  • Elektron Model:Cycles или Digitakt с сообщениями conditional trigs
  • Korg NTS-1 или другой минисинт с возможностью модуляции
  • MIDI-контроллер
  • Простая петлевая система (например, через Loopop-style routing с пэдами и USB-MIDI)

Такой сетап уже позволяет строить живую ритмическую и гармоническую структуру с элементами случайности и многослойности.

Продвинутый генеративный сетап: модульность и многоканальность

Eurorack и сложные MIDI/USB-системы позволяют довести генеративность до уровня нелинейной системы с обратной связью.

Пример Eurorack-конфигурации:

  • Источник событий: Expert Sleepers FH-2 или Mutable Instruments Marbles
  • Секвенсоры: Intellijel Metropolix, Make Noise René, или Nerdseq
  • Модуляторы: XAOC Batumi, MI Tides, Joranalogue Orbit 3
  • Голос: Mutable Plaits, Noise Engineering Basimilus Iteritas, или семплеры
  • Микшер / VCA: Intellijel Quad VCA, Erica Black Quad VCA
  • CV-модификаторы: Maths, Befaco Rampage, Stochastic Inspiration Generator
  • Эффекты: Strymon Magneto, Happy Nerding FX Aid XL
  • Интеграция: Endorphin.es Shuttle Control, Polyend Poly

Такой сетап может воспроизводить музыку бесконечно, без прямого вмешательства, но будет постоянно развиваться — за счёт тонких взаимовлияний и вложенных логик.

Продвинутый генеративный сетап: модульность и многоканальность

  • Начинайте с малого. Один модуль, один генератор случайности и один звук — уже генеративная система.
  • Разделяйте генерацию и звук. Используйте одни устройства для логики, другие для тембра.
  • Добавьте элемент обратной связи. Пусть устройства влияют друг на друга.
  • Используйте паттерны поведения, а не нот. Вместо написания мелодии, создавайте правила.
  • Роутинг — это композиция. Каждый кабель или MIDI-направление — это нота в вашей структуре.

Генеративность как практика: от лайва к инсталляциям и нейросетям

Генеративная музыка — не жанр и не техника. Это способ мышления о звуке как о системе, которая может развиваться сама по себе. Со временем это мышление выходит за пределы студии и трансформируется в инсталляции, аудио-арт, лайвы, сценографию и даже машинное обучение.

Живые выступления: как запустить музыку на сцене

В лайве генеративный подход позволяет освободить руки и сосредоточиться на новом уровне взаимодействия: пространстве, эмоции, зрителе.

Основные техники:

  • Лееринг независимых паттернов (как у Steve Reich) — каждая линия живёт своей жизнью, но вместе они создают цельную структуру.
  • Контролируемый хаос — скрипты или устройства, которые никогда не играют одинаково.
  • Интерактивные поверхности — контроль параметров через сенсоры, движения, изменения в пространстве.
  • Crossfade-сцены — как у Elektron, или через MIDI-маппинг в Ableton: вы меняете не ноты, а логику.

Пример: артист запускает цикл генеративных сцен на Octatrack или Norns, переключая их через MIDI-ноты, контролируя только динамику, фильтрацию и spatial FX. Всё остальное происходит само по себе.

Инсталляции и среды: музыка как экосистема

Генеративность идеально подходит для создания саунд-инсталляций, где звук зависит от окружающего мира.

Типы генеративных инсталляций:

  • Звуковые поля — звуки никогда не повторяются, развиваются в пространстве.
  • Интерактивные инсталляции — камера или микрофон фиксирует движение, голос, шум, и генерирует отклик.
  • Нейросенсорные среды — изменение цвета, света, температуры запускает изменения в звуке.
  • Длительные генеративные процессы — системы, которые могут звучать годами (например, Longplayer Джема Финлэя).

Примеры платформ:

  • Max/MSP, Pure Data
  • Raspberry Pi + sensors + SuperCollider
  • TouchDesigner + Ableton Live via OSC
  • Arduino + Eurorack + MIDI-интеграция

Искусственный интеллект и машинное обучение

Современные генеративные системы все чаще включают нейросетевые модели, которые обучаются на базе музыкального материала и создают новый контент на основе стиля, формы или поведения.

Формы применения:

  • ML-генерация MIDI / аудио: Magenta Studio, OpenAI MuseNet, Riffusion, DDSP
  • Style transfer: преобразование одного музыкального жанра в другой
  • Live AI jam: AI как партнёр-музыкант (нейросеть обучена на вашей игре и продолжает вашу игру)
  • Гибриды: генерация скриптов для Norns, M4L, Arduino на основе текстовых промптов

Эти методы пока сложны и не всегда стабильны, но уже сейчас они меняют понятие авторства и структуры.

Этика генеративной музыки

Создавая автономные системы, художник сталкивается с вопросами контроля, авторства и смысла:

  • Кто композитор — вы или машина?
  • Как отличить случайность от формы?
  • Должна ли генеративная музыка быть интересной, или она должна просто быть?
  • Как сохранить душу и осмысленность в системах, не зависящих от вас?

Генеративная практика — это размышление о свободе, ограничениях, времени, восприятии. Это музыка, которая ставит вопросы.

Заключение

Генеративная музыка — не просто эксперимент. Это новый взгляд на композицию, инструментальность и взаимодействие со звуком. Она может жить в патчах Max for Live, в проводах Eurorack, в скриптах Norns или в треках, которые вы никогда не завершите.

Она отказывается от контроля в пользу наблюдения, вмешательства и культивации — как садовник, а не инженер.

Вы недавно смотрели