Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Классика: Yamaha CS-80

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

23 декабря 2022

Классика: Yamaha CS-80

Содержание:

Выпущенный в 1977 году компанией Yamaha, синтезатор CS-80 стал первым японским электронным инструментом, который получил широкую известность.

CS-80 отличался восьмиголосной полифонией, памятью на патчи, функцией polyphonic aftertouch у клавиатуры, продвинутой кольцевой модуляцией и возможностью лееринга двух тембров.

Встроенные пресеты позволяли переключаться между великолепно звучащими звуками аналоговых струнных, медных духовых, электропиано, клавикорда и клавесина.

«Естественная» расстройка и возможность смешивания двух тембров делали звучание медных духовых и струнных аутентичными и широкими — ни один электронный инструмент 70-х не мог воспроизводить тон такого качества.

В массовой культуре CS-80 закрепил композитор Вангелис со своим саундтреком к фильму «Бегущий по лезвию». Музыка за годы стала не менее популярной, чем сам фильм Ридли Скотта. А основной инструмент там — как раз Yamaha CS-80.

Топовые исполнители активно пользовались CS-80: среди них Кейт Буш, Грег Декерт из Uriah Heep, Брайан Ино, Питер Гэбриэл, Херби Хэнкок, Питер Хоуэлл из BBC Radiophonic Workshop, Пол Маккартни и Wings, Клаус Шульце, Ultravox, Ширли Уокер (саундтрек к фильму «Апокалипсис сегодня»), Стиви Уандер, Фрэнк Заппа, Kraftwerk, Bon Jovi, Toto, The Crystal Method, Жан-Мишель Жарр, Daft Punk, Phoenix, Empire of the Sun, Aphex Twin и Squarepusher.

Хотя CS-80 стал одним из первых полифонических синтезаторов, обладал множеством передовых функций и широким набором возможностей формирования сигнала, он так и не смог добится коммерческого успеха. Синтезатор был не лишен недостатков: вес до 100 кг в полной комплектации, не самый стабильный строй и сложное управление. В те же годы вышел более легкий и удобный Sequential Prophet 5, который не дал CS-80 стать популярным и завоевал тогдашний рынок синтов.

Конструкция

Голосовая архитектура. Фактически CS-80 — это два восьмиголосных синтезатора, объединенных вместе с 16 осцилляторами в одном корпусе. Играть нужно на пятиоктавной полувзвешенной клавиатуре. У каждого голоса есть один VCO, отдельные фильтры верхних и нижних частот с раздельным управлением резонансом, отдельные генераторы огибающей для VCF и VCA.

На основной панели управления три ряда ручек и ползунков. Ряд над клавиатурой предназначен для общего назначения и настройки голоса, а два верхних ряда управляют настройкой одного из двух доступных патчей. Каждый ряд дает контроль над одним набором из восьми голосов (один слой общего звука).

Секция VCO работает с пилообразной, прямоугольной и синусоидальной волнами, а также может воспроизводить шум. Широтно-импульсная модуляция оснащена собственным LFO с ползунками скорости, количества модуляции и начальной настройки ширины импульса от 50% до 90%. Синусоидальная волна микшируется между VCF и VCA, поэтому не зависит от настройки фильтра. Это выглядит вполне логично, так как синусоида не имеет гармоник, которые фильтр должен срезать.

Секция фильтра состоит из НЧ- и ВЧ-блоков. Частоты среза и резонанса можно регулировать, при этом возможности автоколебания нет. Оба фильтра одновременно могут работать как один полосовой блок. У секции свой генератор огибающей ADR (атака, спад, затухание).

Фейдеры позволяют настраивать громкость начального уровня и уровня атаки, время атаки, время спада и время затухания. Фейдер начального уровня при повышении запускает огибающую с меньшим количеством гармоник, а понижение его значений делает звук более богатым. Фильтры имеют крутизну 12 дБ/окт и отличаются приятным и музыкальным характером. А расположенная после фильтра синусоидальная волна помогает делать насыщенные басовые тембры.

В секции VCA есть фейдер для выхода VCF и синусоидальной волны от VCO. Секция оснащена генератором ADSR с фейдером для каждого этапа огибающей и одним для общего уровня.

Огибающие фильтра и VCA обладают очень быстрым временем атаки — 1 мс, при этом максимальное время составляет всего секунду. Время восстановления/спада для обеих огибающих составляло от 10 мс до 10 секунд.

Общая модуляция и управление. Общая секция управления и модуляции включает ручку грубой/точной настройки, переключатели октавы для каждого слоя, секцию кольцевой модуляции, секцию сабосциллятора (фактически это LFO), ползунки резонанса и яркости, кнопки выбора патчей, регуляторы настройки клавиатуры и послекасания.

Интересная особенность — два ползунковых переключателя для установки октавы у каждого слоя. Помимо стандартных значений 2’, 4’, 8’ и 16’, здесь присутствуют 2 ⅔’ и 5 ⅓’.

Секция кольцевой модуляции обеспечивает серии CS фирменный звук. Она же — одна из главных причин, по которым в интерфейсе инструмента сложно разбираться.

Управляется секция фейдерами модуляции, скорости, глубины, времени атаки и времени спада.

Секция LFO CS-80 получила название Suboscillator. Есть возможность переключаться между синусоидальной, пилообразной (восходящей или нисходящей), прямоугольной волной, источником шума и внешним входным звуковым сигналом. Секция оснащена элементами управления скоростью и тремя ползунками управления количеством, отправляемым на VCO, VCF и VCA. Скорости LFO вполне достаточно для создания FM-эффектов. LFO одинаково воздействует на оба доступных слоя в лееринге.

Пресеты. Для каждого слоя доступно 14 патчей. 11 из них фиксированные, остальные 3 настраиваются пользователем. Пользовательские пресеты управляются с передней панели.

То есть фактически память пресетов является полностью аналоговой.

Среди предустановленных пресетов: струнные 1–4, медные духовые 1–3, флейта, электронное пианино, бас, клавикорд 1–2, клавесин 1–2, орган 1–2, гитара 1–2 и фанковый тембр 1–4.

Пресеты, расположенные в двух банках, можно выбирать независимо или накладывать друг на друга.

Конечно количество пресетов стало слабой стороной CS-80, так как выпущенный год спустя Prophet 5 от Sequential уже имел 40, а выпущенный в 82 году Juno 60 от Roland имел 56 пресетов, и в обоих случаях их можно программировать.

Клавиатура оборудована 61 полноразмерной клавишей и чувствительна к велосити. Велосити можно использовать для управления громкостью, срезом фильтра и огибающей высоты тона, а давление на клавишу — для управления громкостью, срезом фильтра, LFO с широтно-импульсной модуляцией, основными LFO и скоростью основного LFO.

Именно возможности динамического управление звуком во время исполнения сделали синтезатор мощным инструментом для выступлений и выделяли на фоне конкурентов.

Слева от клавиатуры расположены дополнительные элементы управления сустейном, портаменто/глиссандо, эффекты хорус и тремоло, а также две кнопки, управляющие педалью. Селектор сустейна позволяет выбирать между двумя типами: первый позволяет всем нотам затухать стандартно, второй тип обеспечивает сустейн последних нот.

Переключатель портаменто/глиссандо позволяет выбирать между двумя эффектами. Портаменто является полифоническим и может переключаться ножной педалью.

Блок хоруса/тремоло позволяет добавлять стереофонические эффекты хоруса и Лесли-динамика. У эффектов несколько высоковат уровень собственного шума, но при этом отличаются очень теплым аналоговым звучанием.

Лента высоты тона находится над клавиатурой. Основная особенность — практически неограниченный диапазон транспонирования вниз, до 0 Гц. То есть пользователь мог делать глиссандо вплоть до саб-регистра. Вверх транспонировать тон можно в пределах октавы.

При таком разнообразии возможностей настройки клавиатуры и исполнения, у CS-80 не было ни MIDI- (стандарт появился только в 1982 году), ни CV/Gate-разъемов.

История создания

К середине 70-х годов, после бума модульных систем и монофонических синтезаторов, у многих исполнителей появился запрос на полифонические инструменты. Компании Moog и Oberheim активно занялись этим сектором и в 1975 году начали выпускать модели Polymoog и FVS-1 Four Voice.

Yamaha решила не отставать и в том же 1975 году представила модель полифонического синтезатора GX1, в основе которого была схема электрооргана EX-42 с тройным ручным управлением и педалями.

Модель GX1 без подставки весила 300 кг и стоила около 60 000 долларов, поэтому ее могли себе позволить только очень состоятельные артисты — на уровне Кита Эмерсона и Стиви Уандера. Но GX1 стала основой для таких синтезаторов, как SY-1, SY-2 и серии CS.

Серия CS основана на схеме GX-1, но была более компактной и обладала одной клавиатурой. Серия состояла из трех моделей: CS-50 с четырехголосной полифонией и 49 клавишами, CS-60 с восьмиголосной полифонией и 61 клавишей с послекасанием и лентой высоты тона, и топовой CS-80. CS-80 позиционировался как портативная версия GX1. Сегодня тяжело понять, как инструмент весом в 100 кг можно назвать портативным, но в конце 70-х, на фоне 300 кг GX1, это действительно был шаг вперед.

Компания Yamaha очень спешила выпустить модель CS-80, так как рынок полифонических синтезаторов активно заполнялся моделями ведущих производителей.

Дошло до того, что в первом издании мануала на многих страниц изображения были нарисованы от руки, в том числе макет главной панели.

Самой глобальной нерешенной проблемой CS-80 была нестабильность настройки осцилляторов. Это типичная проблема у всех аналоговых синтезаторов, но в случае с CS-80 все было максимально сложно. Проблемы были связаны с тем, что у синтезатора 16 осцилляторов и нестабильная система охлаждения, — именно из-за этого схем осцилляторы переставали держать ровный строй.

При настройке корпус нельзя открывать более чем на 2 минуты (в идеале 30 секунд), чтобы температура не падала. Поэтому для настройки нужно было открыть крышку, подкрутить переменный резистор одного VCO, закрыть крышку и подождать пока температура внутри стабилизируется. И так для всех 16 осцилляторов. Кроме того, вибрации при транспортировке тоже сбивали настройки.

То есть в туре такой инструмент — кошмар любого техника.

При этом, несмотря на спешку, Yamaha все-таки удалось выпустить удачный синтезатор.

Количество регуляторов модуляции, предназначенных для работы с клавиатурой, даже сегодня сохраняет за CS-80 статус одного из лучших исполнительских инструментов.

Все слайдеры имели цветовую кодировку: зеленый для общих характеристик фильтра, красный для резонанса фильтра, белый для высоты тона, серый для громкости, желтый для сустейна и черный для остальных параметров. Кодировка помогала ориентироваться в настройках.

Но самое главное — звук. Тот же Вангелис приобрел синтезатор сразу после его выпуска, и это событие, по его же словам изменило всю его жизнь как композитора.

CS-80 — основа не только саундтрека к «Бегущему по лезвию». За саундтрек к фильму «Огненные колесницы» (Chariots of Fire) в 1982 году Вангелис получил Оскар за лучший оригинальный саундтрек.

Yamaha CS-80 в деле

Кроме Вангелиса, можно найти немало других примеров использования инструмента в музыке.

Так например, в песне Майкла Джексона Billie Jean тоже можно услышать фирменный звук Yamaha CS-80. Композитор и музыкант Майкл Боддикер (Michael Boddicker) рассказывал, что основную струнную партию исполнил сам Майкл Джексон и запись была сделана всего с одного дубля. В звуке использовались два слоя String 1 и Brass 2, смешанные равномерно. Затухание первого слоя было немного дольше второго, и общий звук окрашен насыщенным хорусом.

Не менее интересно, но не так очевидно использовал CS-80 композитор Питер Хауэлл из BBC Radiophonic Workshop, переосмысливая основную тему к фильму «Доктор Кто», которую изначально записали Делия Дербишир и Дик Миллс еще в 1960-х годах. О Делии Дербишир и ее вкладе в электронную музыку мы уже писали ранее.

Современные аналоги

Найти что-то близкое к легендарной модели сегодня очень сложно, несмотря на казалось бы стандартный субтрактивный синтез — у CS-80 нестандартная архитектура и сигнальный тракт.

Но все-таки японская компания Black Corporation основательно изучила винтажный синтезатор и создала настольный модуль Deckard’s Dream в духе оригинальной модели. Название Deckard’s Dream отсылает к культовому фильму Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» и его главному герою.

Сегодня доступна уже вторая версия Deckard’s Dream MK2. И хотя в синтезаторе не используются старые комплектующие, архитектура и звук практически те же, что и CS-80.

Для любителей Eurorack-систем компания создала модуль одного голоса, повторяющий схему одиночного осциллятора CS-80 со всеми секциями формирования сигнала.

Сама компания Yamaha не занималась прямым переосмыслением своего инструмента. Но в рамках серии своих компактных синтезаторов выпустила модель Yamaha Reface CS.

Yamaha Reface CS — цифровой инструмент. В его основе находится движок аналогового физического моделирования AN. Инструмент оснащен восьмиголосной полифонией, пятью типами синтеза, включая кольцевую модуляцию, блоком эффектов и множеством современных возможностей. Все это позволяет Reface CS получить широкий диапазон звуков от мощных лидов и пышных пэдов до плотных басов, наподобие оригинального CS-80.

Весной 2022 года компания Behringer сообщила о выпуске серии минисинтезаторов, одним из которых должен стать Behringer CS Mini. Компактный размер требует больших компромиссов, поэтому некоторые функции оригинальной модели будут отсутствовать. Полифония будет упрощена до трех нот. Но Behringer планирует добавить MIDI-интерфейс, встроенный секвенсор и секвенсор движения (Motion Sequencer). Предварительная цена составит 100 долларов.

  • Behringer CS Mini

В качестве компромиссного решения можно попробовать добиться фирменного звука в следующих плагинах:

А живые примеры использования синтезатора в музыкальном контексте можно найти в таблице.



Популярные статьи