Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Классика: Roland TR-909

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

08 сентября 2023

erid:2VtzqxJiVfr

Классика: Roland TR-909

Содержание:

Roland TR-8S В наличии

86 000

Добавить в корзинуВ корзину

Roland TR-6S Rhythm Performer В наличии

59 990

Добавить в корзинуВ корзину

Behringer RD-9 В наличии

45 990

Добавить в корзинуВ корзину

Steda Electronics SR-909 Classic В наличии

123 300

Добавить в корзинуВ корзину

Steda Electronics SR-909 Orange В наличии

123 300

Добавить в корзинуВ корзину

Roland TR-909 — вторая по популярности драм-машина после TR-808.

909-я прошла путь от провала до классического инструмента, который дал характерный почерк многим музыкальным стилям, от техно до хауса.

909 была в сетапе почти у каждого хаус- и техно-продюсера, открыла доступ к бесчисленному количетсву разных подходов к построению барабанных партий и позволила ритмической составляющей танцевальной музыки 90-х звучать очень разнообразно.

Сегодня мы узнаем о непростой истории создания культовой драм-машины, разберем ее механику и посмотрим, как она повлияла на электронную музыку.

История создания

TR-909 выпустили в 1983 как замену провалившейся в продажах TR-808. В то время 808-я не пользовалась популярностью среди музыкантов, ее производство свернули, а сами инструменты все чаще появлялись в комиссионках.

Roland к этому времени провела работу над ошибками, сравнив звуки реальных барабанов и тех, что они получали при помощи аналогового синтеза. Самым слабым местом были звуки хай-хэтов и тарелок (крэш и райд), поэтому в новой модели решили синтезировать их с помощью технологии PCM — фактически, семплинга.

За разработку TR-909 отвечал главный разработчик проекта 808-й модели и басового синта TB-303 Тадао Кикумото (Tadao Kikumoto). Проработкой тембров занимался молодой инженер Ацуши Хошиай (Atsushi Hoshiai). Только недавно окончившего институт специалиста назначили ответственным за цифровые схемы и программирование. Имея опыт игры на акустических барабанах, Ацуши решил использовать для этого собственные тарелки Paiste и Zildjian. Причем запись шла прямо в офисной комнате, несмотря на то, что у Roland всегда была доступна корпоративная студия. Записанные с разрешением 6 бит семплы в итоге стали фирменным пробивным звуком тарелок TR-909.

Тембры, получаемые аналоговым синтезом также переработали: бас-барабан стал более жестким и плотным, а малому барабану придали дополнительную насыщенность и хлесткость.

Кроме того, Roland TR-909 стала первой драм-машиной, которую оснастили MIDI-интерфейсом. А это сделало инструмент максимально гибким — его можно встроить в любой сетап и придумать какие угодно сценарии взаимодействия с внешним оборудованием.

Хотя инструментом начали использовать в записях известных артистов, на коммерческий успех это не повлияло и 909-я повторила участь TR-808. Продюсеры все еще не спешили использовать звук, отличный от акустических барабанов.

Звукозаписывающие студии предпочитали закупать более близкие по звуку к настоящим барабанам машины, которые работали на основе семплирования: Linn LM 1, LinnDrum, Oberheim DMX и E-mu Drumulator. Производство TR-909 прекратили на отметке в 10 000 экземпляров.

Но в итоге Roland TR-909 повторила не только историю провала, но и историю успеха TR-808. Точно также новое поколение электронных музыкантов в поисках недорогих инструментов открыло для себя эту драм-машину. 909 не только подходила по цене, но и обладала саундом, который отлично оформил стилистику новых актуальных треков. Также как TR-808 озвучила электро и хип-хоп, TR-909 нашла свое место среди танцевальных стилей хаус и техно.

Пробивное и насыщенное звучание сделало инструмент незаменимым у пионеров детройтского техно — Хуана Аткинса, Кевина Сандерсона, Деррика Мэя и Эдди Фаулкса. В это же время в Чикаго набирал обороты хаус, в котором Mr Fingers (Ларри Херд) и Фрэнки Наклз также использовали TR-909.

Знаковые треки

TR-909 нашла свое место в некоторых произведениях мейнстрим-артистов середины 80-х годов. Например, Фил Коллинз использовал его для написания своего хита “Sussudio”. Не обошлось без фирменного эффекта гейтированной реверберации, которую все мы слышали еще на “In the Air Tonight”.

Но настоящая популярность TR-909 пришлась на новую волну андеграундной танцевальной музыки. Возьмем эталон чикагского хауса “Can You Feel It” от Ларри Херда / Mr Fingers. В треке простая синкопированная басовая партия сочетается с барабанной партией на TR-909, на фоне семпла речи Мартина Лютера Кинга “I have a dream”.

А вот и настоящий гимн детройтского техно — трек Деррика Мэя “Strings of Life”. Трек начинается с партии клавишных к которым присоединяются синтетические струнные, а вступающий на 50 секунде энергичный ритм TR-909 придает треку фирменную динамику и танцевальность.

Еще одним прекрасным примером использования потенциала TR-909 стал трек “Big Fun” от Inner City, сайд-проекта Кевина Саундерсона. Сочетание уникального вокала Пэрис Грей, баса и запрограммированной ритм-секции показали, что TR-909 отлично применим не только в андеграундном техно.

Дальнейший рост популярности драм-машины среди электронных артистов окончательно стирает стилистические рамки для TR-909. Бельгийская группа Technotronic использует энергичный ритм 909 в своем самом известном хите “Pump Up the Jam”, который долгое время возглавляет чарты по всему миру.

С начала 90-х TR-909 становится главным инструментом танцевальной волны.

Техно продолжает развиваться и приобретает международные масштабы. Рейвы и фестивали становятся молодежным трендом, а музыка техно становится жестче. Но в основе по-прежнему остается легендарная TR-909.

Пионеры французской волны Daft Punk открыто заявляют о своей любви к 909 в треке “Revolution 909”.

Но не всегда TR-909 применяется в клубах и на танцполах. Например, Radiohead использовали машину на альбоме “In Rainbows”.

Схема TR-909

TR-909 работает на основе аналогового и PCM-синтеза.

Инструмент обладает 11 голосами: бочка, малый барабан, низкий / средний / высокий томы, римшот и клэп формируются при помощи аддитивного синтеза. Закрытый и открытый хай-хэты, крэш и райд воспроизводятся за счет семплирования звуков настоящих тарелок. У каждого голоса есть отдельный выход и регулировка громкости, что позволяет заранее отстроить баланс. Бас-барабан оснащен настройками высоты тона, атаки и затухания, малый — настройками высоты тона, тембра и резкости, томы и хэт — настройками высоты тона и затухания. У тарелки также настраивается высота тона.

Секвенсор позволяет связать 96 паттернов в сонги — шаблон формы, поверх которого делается полноценная песня. Каждый из двух банков памяти хранит по три группы паттернов и по четыре группы каналов, которые при соединении дают каждому банку максимальную длину песни в 896 тактов. Также доступны параметры Shuffle и Flam для настройки внутритактовой пульсации и форшлагов, соответственно.

Дополнительная динамика и живость обеспечиваются еще и тем, что каждый голос может работать в режиме акцентирования. Доступен и общий акцент для конкретного шага, который воздействует на все голоса.

Программируется партия двумя способами: Step Write и Tap Write, то есть пошаговым методом (как в TR-808) или в режиме реального времени. Step Write — это визуальный метод, в котором выбирается определенный голос, а 16 шаговых кнопок при помощи светодиодов указывают активные шаги. Режим Tap Write позволяет с помощью тех же шаговых кнопок набивать ритм, что делает 909-ю подходящим инструментом для живой игры.

Современные аналоги

Roland TR-8S

Небольшое количество произведенных единиц и последующий высокий спрос на TR-909 естественно привели к росту цен. Сегодня оригинальная модель в среднем стоит от 5 000 до 8 500 евро, в зависимости от состояния. Но получить фирменный звук можно и намного дешевле. Так, например, сама Roland в 2018 году выпустила драм-машину TR-8S в рамках серии AIRA, движок которой работает по технологии ABC (Analog Circuit Behavior), которая детально эмулирует работу аналоговых схем. Помимо звуков 909, TR-8S содержит звуки классических драм-машин серий 808, 606, 707, 727, а также может использоваться как сэмплер.

Roland TR-6S Rhythm Performer

Спустя несколько несколько лет компания обновила линейку более компактной версией драм-машины Roland TR-6S. У младшей модели тот же звук и основные функции, но количество каналов уменьшили до шести. Сама машина подходит для мобильного продакшена, помещается в рюкзак и работает от батареек.

Behringer RD-9

Главный охотник за классикой — это компания Behringer. Сохранив схему оригинальной драм-машины, они добавили больше средств обработки сигнала, например Wave Designer и двухрежимный фильтр, а бас-барабан получил дополнительные параметры Pitch и Pitch Depth. Секвенсор также получил новые функции: Step / Note Repeat, программирование в реальном времени и пошаговый лееринг.

Steda Electronics SR-909 Classic

Не отстают и соотечественники — Steda Electronics собрали точную реплику TR-909, в которой детально воспроизвели все нюансы оригинала, от схемотехники до внешнего вида. Помимо классической расцветки, Steda Electronics предлагает и другие цветовые решения.

Виртуальные аналоги

Ну а прежде чем задумываться о настоящей 909-й, стоит попробовать ее виртуальный аналог — так вы сможете разобраться, удобна ли раскладка инструмента и подойдет ли этот саунд в ваши аранжировки.

И напоследок — бесплатный семпл-пак TR-909 от команды Samples From Mars. Помимо чистых записей, библиотека также содержит звуки, записанные через ламповый дибокс REDDI с различной сатурацией.

Классика: Roland TR-909



Популярные статьи