Новый год
Увеличение сроков доставки в майские праздники
Как заказать Работаем ежедневно с 11:00 до 20:00
Это ваш город?
Выбери свой город
  • Россия
8 (800) 500-11-96 бесплатно
8 (812) 334-11-41 Санкт-Петербург
  • Гарантия легкого возврата
  • Безопасные способы оплаты
Корзина: пуста
Корзина

Что представляет собой клавишный контроллер и как он работает?

Анонс

Автор

DJSTORE

Описание

03 июня 2016

Что такое контроллер? Самое простое объяснение – это клавиатура, которая сама по себе не может воспроизводить звуки, но подключается к другому оборудованию, например, компьютеру, звуковому модулю, синтезаторам и подобному.

В большинстве своем контроллеры достаточно просты в использовании и легко находят свое место на студии. При выборе следует ориентироваться в первую очередь на удобство и габариты. Конечно, не стоит забывать про функциональность и коммутационные возможности.

 

Основные типы

 

2 наиболее важных параметра для музыканта при выборе клавишного инструмента – принцип работы и количество клавиш.

Что отличает контроллер от акустического пианино или любого другого клавишного инструмента – конструкция контроллера не влияет на воспроизведение звука. Даже с созданием синтезатора большинство электронных клавиатур используют пружинную механику, которая значительно отличается от молоточковой, установленной на акустических пианино. Для возврата клавиши на начальную позицию необходим специальный механизм: пружинная механика подходит для этого идеально.

Самые ранние синтезаторы могли воспроизводить множество различных звуков, но ни один не мог точно воспроизвести пианино. Звучание инструментов вышло на новый уровень благодаря созданию усовершенствованных тон-генераторов и сэмплирования в целом. Так решилась проблема исполнения партии пианино на обычной клавиатуре.

Стоит, однако, указать, что клавиатуры клавишных инструментов разделяются на несколько типов, в связи с чем могут предложить пользователям разные функции и возможности.

Синтезаторного типа

Клавиши синтезаторов выполнены из легкого пластика, тогда как клавиши рояля – из твердых пород дерева. Синтезаторный тип - клавиши, выполненные из пластика, имеющие пружинную механику. Бывают как обычного размера, так и уменьшенные (¾ и даже ½  от стандартных размеров). Механика такого типа может сильно отличаться друг от друга, в зависимости от производителя.

Полувзвешенные

Полувзвешенные клавиатуры контроллеров отличаются чуть большим весом, и, внешне более похожи на рояльные, т. к. торцы клавиш являются закрытыми. Там также используется пружинная система. Несмотря на свою значительность, вес клавиш не является самым важным аспектом.

Взвешенные

Взвешенные клавиши являются продолжением развития полувзвешенной механики, но в них используется еще и система противовесов. Из-за этого клавиши по своим ощущениям максимально приближены к фортепианным.

Молоточковые

Клавиатура, практически полностью воссоздающая механику настоящего инструмента.

Основная причина, по которой пианино имеет иное звучание, заключается в том, что за хрупким на первый взгляд корпусом хранится сложный механизм. При нажатии клавиш в действие приводится механика: после нажатия от струн отходит демпфер, позволяя струне свободно звучать, в это время по нему ударяет обитый войлоком молоточек.

При работе такие инструменты несколько отличаются от синтезаторов, так как молоточку необходимо некоторое время для движения.

Градуированная (постепенное изменение веса молоточков от нижнего до верхнего регистра) молоточковая механика является наиболее совершенной, так как она в состоянии имитировать ощущения от игры на акустическом пианино. При этом, не имея образования, на таких клавиатурах очень сложно играть быстрые пассажи, секвенции.

 

Плюсы и минусы

 

Традиционно считается, что если клавиатура не характеризуется как взвешенная или обладающая молоточковой механикой, то она принадлежит к категории клавиш для Project-студий и живых выступлений. Их производство значительно дешевле, но в плане функциональности они практически не уступают топовым вариантам. Нужно просто учесть тот момент, что игра фортепианных партий для пианиста на таких клавиатурах может быть столь же необычной по ощущениям, как игра синтезаторных лидов и секвенций на настоящем пианино. Стоит заметить, что звуки ударных и перкуссии лучше всего играются на синтезаторной и полувзвешенной механике.

Количество клавиш

Самое явное различие в контроллерах, которое бросается в глаза – разное количество клавиш. Сегодня существуют инструменты с 88, 76, 61, 49, 37 и 25 клавишами. Инструменты на 25 и 37 клавиш пользуются большим спросом у тех, кому важен вопрос портативности.

Кстати, чем больше клавиш, тем больше вероятность того, что они взвешенного или даже молоточкового типа.  Почти все 88-клавишные инструменты имеют взвешенную или молоточковую механику.

Элементы управления

Многие контроллеры предлагают пользователю широчайший спектр возможностей. Нельзя не отметить коммутационные возможности, которые в этом вопросе играют не последнюю роль, так, например, MIDI разъемы могут передавать различные данные сразу по нескольким MIDI-каналам.

Далее мы рассмотрим другие важные особенности клавишных инструментов, на которые стоит обратить внимание.

Чувствительность («velocity»)

«Velocity» несет очень важную функцию. Данный параметр фиксирует скорость нажатия на клавиши. Это особенно важно для реалистичного воспроизведения акустических звуков, а также для экспрессии в синтезаторных звуках. Ранее самые дешевые инструменты вообще не обладали этим параметром, поэтому есть мнение, что он был добавлен для увеличения стоимости инструмента. Позже этот момент был пересмотрен,  и сегодня уже сложно найти клавиатуру, на которой нет этой функции.

Многие современные клавиатуры несут на борту некое количество «кривых» для скорости нажатия. Это своего рода разница между приложенной во время игры физической силой и числом, отображающим нажатия (от 0 до 127) в базе данных. Это нужно для того, чтобы, к примеру, при игре с большой силой, партии были легкими. Или наоборот, при легких нажатиях и сильных динамика воспроизведения была примерно одинаковой.

Pitch Bend

Колесо питч бенда необходимо для понижения/повышения высоты звучащей ноты на полтона-тон. Чаще всего этот элемент управления находится слева.

Модуляция

Колесо модуляции (‘mod’) обычно находится рядом с питчем и имеет аналогичную форму исполнения. Колесо модуляции используется для добавления некоторых эффектов, например, вибрато или тремоло. Кроме того, оно может быть использовано для управления и некоторыми другими параметрами.


Aftertouch (послекасание)

При нажатии клавиши в секвенсор идет какая либо нота, а при последующем «дожатии» клавиши —MIDI-сообщения контроллера Aftertouch. Также возможно добавление эффектов, управление фильтром.

Чаще всего встречается монофонический aftertouch – давление воспринимается на уже «звучащие» клавиши. Полифонический aftertouch  используется существенно реже, он позволяет отдельным клавишам  посылать собственный независимый сигнал, что невозможно сделать на большинстве MIDI инструментов. Исключение составляют дорогие специфичные инструменты типа Roli Seaboаrd.

Педали

Большинство клавишных инструментов имеют разъем для педали сустейна. Физическое воздействие на педаль превращается в  MIDI сообщение. Это важно при работе с  естественными звуками пианино, также может использоваться для создания крещендо.

Более усовершенствованные клавиатуры предлагают еще разъемы под педали экспрессии, которые могут управлять громкостью, срезом фильтра и многими другими параметрами.

Помимо этого, на некоторых «навороченных» клавиатурах могут быть еще и разъемы для футсвитчей. Они могут использоваться для переключения эффектов, дорожек, включения и остановки записи в DAW и т.д.

Кнобы

Конечно, звуковые модули и инструменты предлагают и иные возможности управления. Здесь стоит сказать о  фильтрах, параметрах огибающей, частотах осциллятора,  балансе компонентов и пр. Существуют назначаемые элементы управления, но продвинутые клавиатуры располагают множеством дополнительных кнобов (или энкодеров) и слайдеров.


Переключение Program/Bank Change/Presets

Большинство MIDI инструментов понимают команды переключения program/bank. Это дает возможность переключения пресетов или банков с пресетами виртуального инструмента напрямую из MIDI-клавиатуры. Более улучшенная версия реализации этого процесса – возможность еще и сохранять пресеты самим инструментом, чтобы впоследствии нужные звуки всегда были под рукой.

Split/Zone

Многие клавишные инструменты обладают функцией split (разделение клавиатуры), позволяя разным частям клавиатуры посылать сигнал на разные MIDI каналы. Например, при игре правой рукой воспроизводить звуки струнных, а левой – звуки  пианино.

Зоны  - это  более усовершенствованный вариант функции split: все зоны могут определяться независимо. Например, Zone 1 может быть настроена практически на всю клавиатуру для игры на 1 канале, Zone 2 задается в диапазоне 4-5 нот для использования барабанов на 2 канале, а Zone 3  - всего на одну ноту, для включения какого нибудь сэмпла на третьем канале. Безграничные возможности!

 

Другие функции  и особенности

 

Клавишные инструменты также обладают и другими функциями, например:

MIDI Ports

Любой клавишный инструмент, созданный для подключения не только к компьютеру, но и к «железным» модулям, должен иметь как минимум 1 MIDI выход. Для работы с большим количеством устройств MIDI выходов может возникнуть потребность и в большем кол-ве выходов. При этом некоторые из клавиатур оборудованы  еще и портом MIDI IN, что позволяет осуществлять управление настройками удаленно (например, при помощи программного обеспечения), либо даже использовать клавиатуру, как USB-MIDI конвертер.

Host/USB

Подключение MIDI клавиатуры к компьютеру на большинстве современных клавиатур решено благодаря наличию USB порта. Наличие USB разъема на некоторых синтезаторах еще привело к созданию универсальных аудиодевайсов, которые имеют на борту не только MIDI-интерфейс, но и аудио (Access Virus TI2, Elektron Analog Keys и подобные). Это означает, что одно устройство может заменить сразу несколько, а в отдельных случаях синтезатор или драм-машина могут управляться из DAW как VST/AU плагины.

Drum Pads

Некоторые клавишные контроллеры современного производства  выпускаются с драм пэдами, которые устанавливаются в дополнение к традиционным клавишам в качестве альтернативного метода работы с барабанными партиями.

Жесткие кейс (Flightcases)

Не входящие в комплект поставки устройства, но тем не менее очень нужные для гастролирующего музыканта. Используются для защиты инструментов во время перевозок. Помимо этого, благодаря своей конструкции, позволяют работать с инструментом, не доставая его из кейса.

 

Заключение

 

На сегодняшний день не существует такого понятия как «стандартный» клавишный контроллер, так как все они различны между собой. Покупка клавишного инструмента подразумевает четкое осознание того, какой результат вы хотите получить от игры. Важно не запутаться в большом количестве разных функций и определить нужные для себя.



Популярные статьи